путник1956

Пользователи
  • Публикации

    919
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Репутация

0 Neutral

1 подписчик

О путник1956

  • Звание
    Почетный велосипедист

Contact Methods

  • Website URL
    http://putnik1956@yandex.ru

Profile Information

  • Gender
    Male
  • Location
    город-герой Тула

Previous Fields

  • Байк
    самосбор Рапид Ti MCM-Monster
  • Стиль катания
    проникновенный за городом

Посетители профиля

9 470 просмотров профиля
  1. Здравствуй, Алексей! Это - не крымский баул. Крымских у меня два: осенний на 80л и весенний на 65л. А этот для местных ПВД на 45л. В этом ПВД было ещё тепло, но комаров уже не было. Поэтому и спальник лёгкий, и антимоскитную палатку не брал. И на старте загрузка баула составляла чуть больше половины. Потом продукты подъел. Но парусность баула, конечно, величина постоянная и не зависит от загрузки. Треногу для костра сделал из алюминиевых уголков 10мм, крючок из велоспицы, соединены стальным кольцом для ключей. Всё подогнано под габариты моих котелков. Треногу сначала возил привязанной к верхней трубе рамы. В движении не мешала. В последнее время вожу внутри свёрнутого коврика. Так оказалось удобнее. Не надо тратить время на две завязочки-развязочки, просто засунул внутрь уже свёрнутого коврика. У меня же коврик с обеих сторон закрыт обрезанными 5л бутылями, как в пенале. Это, чтобы от кустов защитить. Свой первый коврик я за два крымских похода, на крымских кустах в лохмотья превратил. Котелки, на самом деле, очень маленькие - по 750г, чуть больше поллитровой банки. Раскладка баула давно уже оптимизировалась. В любом походе все вещи в одних и тех же местах, и даже ориентацию внутри баула имеют постоянную. Всё это происходит "на автомате", загружаю, не думая. Котелки упакованы в пакеты и всегда лежат в верхней части правой штанины с её внутренней стороны к хвосту велосипеда. Удачи тебе в твоих ПВД-ешках!
  2. Здравствуйте, Григорий!

    Про "Велотуризм без прикрас" знаю уже несколько лет. С интересом читал почти все отчёты на Вашем сайте. Вообще, очень люблю читать отчёты о путешествиях на различных сайтах.

    Относительно отчётов о моих путешествиях... Мне очень ценна и лестна Ваша оценка. Если какие-то из них Вас заинтересовали в плане размещения на Вашем сайте, конечно же, размещайте, что сочтёте полезным и интересным по тематике Вашего сайта. Для меня это будет честь и очень приятно.

    Относительно же участия в работе школы велотуризма, тут я искренне извиняюсь, но это не для меня.

    С уважением, Николай Тоичкин.  

     

     

     

     

     

     

    1. Grigory

      Grigory

      Спасибо, займусь, как только будет свободное время. А про школу искренне надеюсь, что Вы передумаете. Там не будет ничего страшного, просто беседа в форме ответов на вопросы, так же, как и в форуме.

      Кстати, в прошлом году ехали с Вашей супругой в одном вагоне из Питера. Она передела мой привет? ;-)

  3. Здравствуйте, Путник!

    С интересом слежу за Вашими путешествиями. У Вас своеобразный стиль и большой опыт. Считаю, что последним Вам стоит поделиться не только посредством Интернета, но и в личном общении. Вы, наверное, в курсе, что федерация спортивного туризма проводит занятия в школе начальной туристической подготовки по велотуризму. Приглашаю Вас принять участие, рассказать про свои походы, о подготовке к ним, о туристических возможностях нашего региона.

    Ещё у меня небольшой сайт, где я пытаюсь писать историю тульского велотуризма и хотел бы разместить там Ваши отчёты или ссылки на них, если Вы, конечно, не против.

    С уважением, Григорий Шмаренков.

  4. Где-то по юго-востоку тульского края Дата: 15 — 17 сентября 2018 г. Пробег: 367 км из них в первый ходовой день: 108 км во второй ходовой день: 126 км в третий ходовой день: 133 км Получившийся рисованный трек: https://www.gpsies.com/map.do?fileId=xborujttqlhwymlk Нитка получившегося пути: Тула — Скуратовский — Мясоедово — Шевелёвка — Майский — Огарёвка — Сорочинка — Царёво — Тёплое — Нарышкино - Петровское — Волово — Большие Плоты — Куркино — Товарково - Богородицк — Красные Озёра — Сергиевское — Шатск — Балабаевка – Тула Вопрос о том, почему эту реку, - Красивую Мечу, - так величают издревле, вообще не стоит. Она действительно красивая! А вот откуда эта красота берёт своё начало, было бы интересно взглянуть. Ну, что ж! Значит, в этом путешествии двигаемся к истокам реки Красивая Меча и попробуем отыскать самое её начало. Ба-а-а-а! Знакомые всё лица! При взгляде на карту Тульской области обнаруживаешь, что нужный нам исток Красивой Мечи находится совсем рядом с истоком главной реки тульского края – Упы, который мы уже неоднократно посещали в разные годы. Получается, с одних холмов растекаются эти реки, только в разные стороны. На те знакомые холмы, значит, и двигаем. Двигаем-то, конечно, двигаем. Но, только вот погодные прогнозы на имеющиеся у нас три ходовых дня, не совсем благоприятные: наш второй ходовой день обещают устроить дождливым. А грунты на тех холмах, - это жирные чистокровные чернозёмы. Там и совсем незначительный дождичёк способен превратить эти благородные земли в непролазные грязи. Ну ладно! Хватит стонать, авось и пронесёт мимо тех обещанных прогнозами хлябей. Заброс к намеченным холмам прокладываем через бывший шахтёрский край: DSCN0170 by putnik 1956, on Flickr Тут каждое селение являлось шахтой, номер, ну и т.д.: DSCN0171 by putnik 1956, on Flickr Старые шахтёрские асфальты, как могут всё ещё противостоят неумолимому времени: DSCN0177 by putnik 1956, on Flickr Многие старые колхозные грунтовки составляют им компанию в этом деле. Вот и эта за селением Шевелёвка с каждым годом всё глубже погружается в буйное разноцветье: DSCN0174 by putnik 1956, on Flickr Ну ладно! Последние на сегодня асфальты оставляем за горняцким посёлком Огарёвка: DSCN0178 by putnik 1956, on Flickr И, съезжаем на полные неожиданностей и приключений раздольные грунтовые дорожки: DSCN0178а by putnik 1956, on Flickr Здесь можно лихо мчаться в полную неизвестность, не зная, что ждёт тебя в очередной лощине! А, будет ли продолжение дороги там внизу, в очередном овраге: DSCN179а by putnik 1956, on Flickr Ага! В этой низине всё удачно складывается: лихие виражи на спуске и упорное вкручивание в крутой подъём за ней: DSCN0179 by putnik 1956, on Flickr А в этой извилистой долинке внизу, нас поджидает мост через речку Солову. Это самые её верховья. Где-то из-под тех холмов слева она и истекает. Надо будет и к истоку этой Соловы, как-нибудь пробраться: DSCN0180 by putnik 1956, on Flickr Катим дальше. Через поспевающие осенние урожаи: DSCN0181 by putnik 1956, on Flickr Через урожаи уже убранные: DSCN0182 by putnik 1956, on Flickr И, через урожаи будущие. Вон, озимые уже прорастают: DSCN0186 by putnik 1956, on Flickr Ишь, как свежо и зелено, под наступающую зиму зарождаются эти новые, следующего года, урожаи: DSCN0188 by putnik 1956, on Flickr DSCN0190 by putnik 1956, on Flickr А меж тем, эта «урожайная» полевая дорожка стремительно приближает нас к верховьям Упы, к селению Царёво: DSCN0183 by putnik 1956, on Flickr Вон, уже и самое высокое строение этого села завиднелось: DSCN0189 by putnik 1956, on Flickr Чего-то тучи, какие-то дюже хмурые по округе ходят! Кабы, под те дождевые прогнозы не попасть! За Царёво, не посмотрев на карту, решили до следующего селения Нарышкино проброситься по асфальту. Это, чтобы побыстрее в район верховий Красивой Мечи выйти. Нам здесь налево заворачивать: DSCN0191 by putnik 1956, on Flickr А на-а-а-адо было…! Надо было на карту-то глянуть: DSCN0224 by putnik 1956, on Flickr Ха-ха! Там, по этим асфальтам такая длинная петля получается! Раза в три длиннее, нежели бы в то Нарышкино, знакомыми грунтами вдоль Упы бы крутили. А учитывая, что грунты те раскатаны до зеркального блеска, так ещё и с асфальтовой скоростью бы вкручивали! Ну, ладно! Бес попута…! А-а-а! Какой там бес! Кривая, на асфальты вынесла! Любим мы свою извечную спутницу Кривую и…. И, как в той пиратской песенке про нормальных героев: «И, мы с пути кривого, ни разу не свернём…!» Вот и крутим теперь в то Нарышкино по асфальтам, в кривые круголя далёкие, в пиратский «вобход»: DSCN0192 by putnik 1956, on Flickr В Нарышкино приспело время и перекусу: DSCN0193 by putnik 1956, on Flickr Прямо на старом мосту через Упу и расположились: DSCN0194 by putnik 1956, on Flickr Старый…? Значит, где-то и новый должен быть!? Не где-то. А, тут же рядышком, пристроился: DSCN0196 by putnik 1956, on Flickr Взяв в нарышкинском роднике, что запрятался под этим новым мостом, полный запас воды, покрутили дальше к своей цели: DSCN0197 by putnik 1956, on Flickr Очередное на пути селение, - Петровское, - запряталось за глубокой лощиной: DSCN0198 by putnik 1956, on Flickr Не-е-е! Не эти продольно-поперечные, довольно глубокие борозды беспокоили на пути за тем Петровским: DSCN0199 by putnik 1956, on Flickr Длинные тени! Вот, что заставляло задуматься над поисками подходящего ночлежного места. А чего тут, думать-то! Светлая, продуваемая, берёзовая лесополоса…. Не широкая. Чтобы и вечером с запада подсвечивало уходящее солнышко…. Чтобы и утром с востока обсушило-обогрело поднимающееся светило. Хорошо бы, чтобы ещё что-то и из осенних даров по близости произрастало. Шиповник, например. В чай сгодится: DSCN0203 by putnik 1956, on Flickr Уходящее солнышко, весьма тревожно садилось в тучу: DSCN0204 by putnik 1956, on Flickr Известная народная примета, сулящая завтрашний дождь. А тут ещё и обещанные прогнозы вспомнились! Но в самый последний момент, солнышко всё же изловчилось и выскочило из той, народно-приметной тучи: DSCN0206 by putnik 1956, on Flickr Ура!!! Может быть, и пронесёт мимо завтрашних обещанных дождей. Грунты-то вокруг, весьма чёрные! Не хотелось бы залипнуть в этих благородных грязях. Спим. Чего, гадать! Утро вечера мудренее: DSCN0211 by putnik 1956, on Flickr Тишина. Перед засыпающим взором белые стволы берёз, уходящие в выси, их светлая крона и ни одной звезды на вечернем небосклоне. Тревожно!: DSCN0213 by putnik 1956, on Flickr Тишина продолжалась недолго. Несколько часов всего. Нежданная побудка случилась в густом ночном мраке. Разбудило, какое-то громкое, злобное, непрерывное ворчание-рычание, прямо около рюкзака за головой. Наглый ёжик нахально пёрся, прямо через нашу ночёвку. Не! В кромешной густой темноте разглядеть производителя этих грозных недовольных звуковом, конечно, было невозможно. Зато, в застывшей полуночной тишине звучали они весьма угрожающе-авторитетно, а ещё не полностью пробудившееся воображение рисовало впечатляющие картины, по крайней мере, заплутавшего гиппопотама! Брошенные на звук палки и луч фонарика в режиме стробоскопа не помогали. Эта скотина упорно продолжала быстро и совершенно бесшумно перемещаться вокруг, не забывая непрестанно злобно рычать и не давала спать. Бешеный, что ли этот ёжик…. Такой и укусить сдуру может! А, может и местный леший шуткует…. Надо было перед отходом ко сну, местной берегине угощение под кустом оставить. Верное средство для спокойного сна! Минут двадцать этот «леший» вокруг нашего лежбища шастал. Потом внезапно всё и затихло. Спим дальше. День 2. Высокотехнологичные погодные нанопрогнозы в этот раз оказались сильнее многовековых народных примет. С рассвета весь небосвод был плотно затянут сплошной белёсой пеленой: Кашу-то проглотить успели неспеша, а вот утренний чай пришлось срочно допивать под капли начинающегося дождя. Ну, не натягивать же тент, когда в путь пора! Вот! Ну, как тут не вспомнить незабвенного барона Мюнхгаузена. Вот у кого всё решалось просто и достижимо. В шесть утра – подъём (ну, мы-то бывает и пораньше встаём), а уже в семь ноль-ноль – разгон облаков и установление хорошей погоды, уже не говоря, что в шестнадцать часов – война с Англией, а до этого ещё и подвиг осуществлялся!: Мда-а-а! Из всего этого набора мюнхгаузенских мероприятий, нам по силам, ну-у-у-у, разве что объявление войны Англии. Ну, не обучены мы с Велом разгону облаков и установлению хорошей погоды! Так! Хватить грезить! И, не до чая нам уже! Быстро собираемся и драпаем до ближайшего асфальта. Тут ведь, не только Вел на себе тащить придётся. От налипших на кроссовки «пудов» плодородных чернозёмов и ноги не получиться поднять! Покатили под пока ещё слабеньким дождиком, по травке, стараясь без нужды не выезжать на уже начинающие набухать открытые земли: DSCN0216 by putnik 1956, on Flickr Ближайшим асфальтом оказалось пустынное шоссе на Волово: DSCN0219 by putnik 1956, on Flickr Успели! Выползли-таки на асфальт «без потерь». Дождик всё так же продолжал мелко и нудно капать и расходиться во что-то более серьёзное, вроде и не собирался. На весь день, видимо, горемыка настроился. Но и этой «мелкоты» было более чем достаточно, чтобы забыть о грунтах на ближайшие два дня. А жаль! Ведь, отсюда до истоков Красивой Мечи, каких-то трёх-четырёх километров и не будет! Ладно! В какую сторону по этому воловскому шоссе-то теперь двигать?! А тут особо выбора-то и нет! Где светлее, туда и двигаем! Может там дождя не будет: DSCN0220 by putnik 1956, on Flickr Это «светлее» привело в райцентр Волово: DSCN0222 by putnik 1956, on Flickr В райцентре всё на местах. И река, с рыболовами: DSCN0230 by putnik 1956, on Flickr И храм, у дороги: DSCN0228 by putnik 1956, on Flickr DSCN0229 by putnik 1956, on Flickr Волов, только, что-то никаких не видно. Дождик, наверное распугал. Хотя общеизвестно, что Волово теперь наноптичником «Воловский бройлер» славится! Погоня за светлым небом дала ожидаемые результаты. После этого Волово удалось выехать из полосы дождя. Но, дождик и здесь уже успел «напакостить» и безнадёжно размочить грунты. Что ж! Катим и дальше асфальтами, теперь уже по трассе «Дон» М4, прицеливаясь всё в ту же сторону, где посветлее. Не-е-е! До Воронежа мы не поедим. Где-нибудь, не доезжая в сторону дома и свернём: DSCN0231 by putnik 1956, on Flickr На М4 сразу же начались чудеса! Вообще–то, на оживлённых трассах такие «чудеса» встречаются нередко: гаечные ключи во всех размерностях, отвёртки там всякие…. Но здесь, местные Мчетвёртые автострадные дУхи решили соригинальничать, пойти нестандартным путём и подкинули нам непросроченную банковскую карту: DSCN0237 by putnik 1956, on Flickr Не-е-е! Ну, тут они не угада-а-али. Лучше бы на наличные расщедрились! Затем, перед въездом на очередной мост повстречалась целая россыпь хлебобулочных изделий в ассортименте, рассыпанная на проезжей части и на обочине. Видимо, дверцу в хлебовозке забыли закрыть, на мосту тряхнуло хорошенько, они и посыпались. И только что, посыпались-то: и подавить не успели, и, практически остыть после утренней выпечки. Ну-у-у, взял себе, из того ассортимента. Свежие, ведь, совсем: DSCN0236 by putnik 1956, on Flickr Но, те дУхи автострадные, вообще, заботливые оказались. Они, почему то решили, что у меня ножа нету. Ну и подкинули, вполне годный и острый ножик. Это, чтобы тот хлебушек порезать: DSCN0238 by putnik 1956, on Flickr Ну, ладно! Я же понимаю. Это всё так. Чтобы катить по М4 скучно не было. А вообще, по М4 очень даже комфортно и безопасно вкручивать: и обочины заасфальтированы, и широченная, почти двухметровая полоса безопасности, по которой собственно и катишь: DSCN0234 by putnik 1956, on Flickr Только непрерывному автомобильному гулу надо не придавать внимания. А вот интересно, чем в этом селении, на удалении 0,2 км, наши пращуры занимались, чтобы так своё поселение обозвать?! Гм!? Похоже на рекламную презентацию. Плоты, что ли высушивали, а потом проезжающим мимо странникам приторговывали…: DSCN0235 by putnik 1956, on Flickr Та-а-ак! Всё! Пора и в сторону заворачивать. А то и вправду, до Воронежа доедем. Вот на этот Куркино и покатим дальше: DSCN0239 by putnik 1956, on Flickr С развязочного моста попрощаемся с М4. Благодарствуем за отличное, безопасное и сухое вкручивание, почти попутный ветерок и нежданные «подарочки»: DSCN0240 by putnik 1956, on Flickr Ну, бывают же пустынные трассы, неотягощённые автодвижением! Эта на Куркино, одна из них, если не первая по безмашинию: DSCN0241 by putnik 1956, on Flickr Хотя, вершина дорожно-ремонтных технологий, – ямочный ремонт, - и здесь проводится. Значит, всё же кто-то и по этой трассе носится: DSCN0242 by putnik 1956, on Flickr «Редкая птица долетит до середины…» Ну, в общем, автомобили здесь встретить - большая редкость. А вот местное дикое зверьё, видимо, по дороге так и шастает: DSCN0245 by putnik 1956, on Flickr Несмотря на полное безмашиние этой трассы, местные шоссейные дУхи смогли и здесь организовать придорожный презент: DSCN0244 by putnik 1956, on Flickr Река Птань на пути: DSCN0246 by putnik 1956, on Flickr Чем же она замечательна? А замечательна она тем, что рядом с мостом через эту Птань, запрятался замечательный родник: DSCN0248 by putnik 1956, on Flickr Местные селяне подсказали. Самому бы, ни за что не найти. С дороги, малоприметная тропка спускается к роднику, прямо из-под указателя «Любимовка», на близкое селение, значит. И очень кстати, родник-то повстречался. Мы тут с самого утра катили и всё думали, где же запас воды взять. Вечер уже близко. Так и вообще без воды можно остаться. Так! Вечер-то, действительно уже близко. От этого путешествия остаётся один, завтрашний ходовой день. Так что в Данков мы не поедим, к дому здесь заворачиваем: DSCN0250 by putnik 1956, on Flickr А вот и райцентр Куркино: DSCN0249 by putnik 1956, on Flickr Во! Колокольня-то над этим Куркино, как высится: DSCN0252 by putnik 1956, on Flickr Надо бы заехать к этому куркинскому храму, подивиться: DSCN0254 by putnik 1956, on Flickr Мемориал защитникам Куркино. Светлая им память и вечная слава!: DSCN0253 by putnik 1956, on Flickr Всё! Смеркается уже. А тут ещё и довольно сильный встречный ветер поднялся. Выбираемся побыстрее из Куркино. Отъезжаем, хотя бы пяток километров и залегаем на ночь. Как говориться: «Тиха украинская ночь, но сало лучше перепрятать!» Ну, в смысле, вблизи от селений лучше не останавливаться на ночь. Хоть в большинстве своём местные миряне обычно адекватные нормальные приятные люди, но даже среди них могут встречаться особо «общительные», буйные нравом личности или же обыкновенные тихие воришки . Совершенно не к чему, своё путешествие разнообразить такими встречами, со «случайно» забредшими на огонёк аборигенами, возжелавшими развлечь свой нехитрый досуг, или же обнаружить по пробуждению какую-нибудь недостачу-убыток. Найденная лесополоса, а скорее всего небольшой лес, на опушке которого мы с Велом и расположились, надёжно защищал от всё более усиливающегося северного ветра. Уютный вечерний костерок: DSCN0255 by putnik 1956, on Flickr А тент на ночь, в этот раз всё-таки натянем: DSCN0256 by putnik 1956, on Flickr Дрыхнем. День 3. В эту ночь, никакие злобные зверьки нас не беспокоили. В эту ночь хлестал довольно сильный дождь, и в кронах дерев завывал буреподобный ветер. Но нам под тентом, было очень даже уютно. Утро выдалось довольно мглистым: Мда-а-а! А ведь мы вчера от асфальта километра на полтора по чернозёмам-то удалились. Как, выбираться-то теперь! Но, тот ночной ветрила продолжал поддувать, где-то там, за пределами нашей опушки. Быстро разогнал сплошные тучи и открыл мокрющую землю щедрым лучам восходящего светила. Пока костёр, да завтрак, может что-нибудь из тех чернозёмов и подсохнет! Ярчайшее солнце и непрекращающийся ветрило, «что-нибудь» и успели сотворить: хоть по краешку, по травке, но удалось прокрутить к шоссе: DSCN0259 by putnik 1956, on Flickr Шоссе порадовало вывеской, из которой узнали, насколько далеко мы вчера удалились от Куркино, и какие перспективы на сегодня по возвращению домой. Перспективы оказались всё ещё трёхзначные: DSCN0260 by putnik 1956, on Flickr Мда-а-а! А ведь туда, домой-то, на Тулу, в северную сторону получается. И все эти возвращенческие километры, придётся крутить против плотного встречного ветра! Так! Не стонать! Не в первой с ветрами спорить! Где-то, придорожная лесополоса прикроет: DSCN0271 by putnik 1956, on Flickr Где-то и сама дорожка в сторону отвернёт: DSCN0265 by putnik 1956, on Flickr Веселей улыбайся, титановый!: DSCN0264 by putnik 1956, on Flickr Солнышко-то, какое яркое, на небе ни облачка: благодарствуем этому ветру, что разогнал вчерашнюю непогодь: DSCN0261 by putnik 1956, on Flickr Вон, и река Непрядва улыбается: DSCN0263 by putnik 1956, on Flickr И, дорога-то совсем не отягощена автотранспортом. Чего, не крутить-то: DSCN0266а by putnik 1956, on Flickr На Богородицк и крутили: DSCN0266 by putnik 1956, on Flickr Только успевай перекусывать, чтобы организм не заскучал: DSCN0268 by putnik 1956, on Flickr Селения мимо пролетали, одно за другим. Скучно не было. Новодел в Товарково сиял новизной и свежей покраской: DSCN0267 by putnik 1956, on Flickr А вот тут, кому круто вверх понадобиться, прямо в это селение и приезжайте: DSCN0269 by putnik 1956, on Flickr Как-то незаметно и к М4 снова подкатили: DSCN0270 by putnik 1956, on Flickr А отсюда и до дома рукой подать, точнее ногами покрутить: DSCN0273 by putnik 1956, on Flickr Ну, что же! Может показаться, что это путешествие не получилось. Не вышли мы с Велом к истоку Красивой Мечи, как собирались. Не повидали, откуда красота эта начинается. Погодные прогнозы помешали. Верными оказались. Удалось это путешествие! Покрутили на славу! Новые уголки родного края повидали. А то, что истока Красивой Мечи не получилось достичь, тоже неплохо. На будущие путешествия останется!
  5. Алексей, спасибо за единомышлие! С большим интересом посмотрел твой ПВД вдоль Кундрючьей. Мне тоже очень нравится колесить вдоль, именно небольших речек. Там пейзажи не такие застывшие, как в окрестностях больших рек, а живые, меняющиеся с каждым изгибом речушки. И дорожки очень разнообразные, часто меняющие свой облик и характер. Широки, раздольны и красивы просторы ростовской степи, но и ветра, наверное, также раздольны, а если ещё и с модником "повезёт".... Тростники у вас высокие, настоящий лес! Впервые увидел карьеры с плиточным камнем. Оценил юмор со "снайперами везде", перекликается со стрелкАми из моего ПВД. Отличная музыкальная подборка к слайд-шоу. Особенно великолепна К, Шульженко. Спасибо!
  6. Где-то, вдоль Упёрты Дата: 31 августа — 1 сентября 2018 г. Пробег: 219 км из них в первый ходовой день: 84 км во второй ходовой день: 135 км. Получившийся рисованный трек: https://www.gpsies.com/map.do?fileId=vvrytufxaffacvjn Нитка получившегося пути: Тула — Красный Хутор — Бредихино — Сергиевское — Трушкино — Красногвардейский — Большое Зуево — Подосинки — Приупский — Шондрово — Луговая — Крутицы — Телятинки — Подлесное — Алексеевка — Суры — Механизаторов — Катерево — Царёво — Пирогово-2 — Ржаво — Лазарево — Щёкино — Скуратовский — Тула Куда направиться в этот раз…? А в этот раз, такого вопроса вообще не было! Те грунтовки, что виднелись по правым берегам тульских рек Упы и Упёрты, когда в прошлом путешествии мы продвигались по долинам этих рек, но только их левобережьем, никак не давали покоя и настойчиво манили к себе. Тогда, с противоположного берега, разглядеть, являлись ли эти заманчивые дорожки сплошными на всём протяжении речных долин, или же это всего лишь отдельные короткие тупиковые береговые фрагменты, накатанные любителями рыболовных страстей или владельцами заливных луговых покосов, не представлялось возможным. В одном можно было не сомневаться: при любом раскладе путь и по правобережьям речных сестёр Упы и Упёрты будет интересным и не скучным. Туда и направились. День 1. Заброситься к заветным упёртским дорожкам в этот раз решили через долины Шата и Шивороны, правых притоков Упы. Путь к вездесущему Шату пролегал через заросли вездесущего борщевика: DSCN0001 by putnik 1956, on Flickr Нескольконедельная сушь осушила даже вечные лужи на этом пути. Только комки полувысохшей грязи среди отполированных «рельс» полевой грунтовки и остались: DSCN0002 by putnik 1956, on Flickr Через Шат перебрались по мосту у селения Бредихино: DSCN0003 by putnik 1956, on Flickr Короткими в этот раз выдались шатания по Шату. За этим бредихинским мостом и закончились. За водораздельными упско-шатскими холмами раскинулась живописная зелёная долина Упы: DSCN0036а by putnik 1956, on Flickr Береговой упской грунтовкой и двинули. Ненадёжной, зарастающей оказалась эта береговая: DSCN0005 by putnik 1956, on Flickr А за селением Трушкино, так и вообще завела в заросли, хоть и скошенного, но уверенно набирающего новую силу, могучего и нахального борщевика: DSCN0009 by putnik 1956, on Flickr Пробившись напролом через эту молодую густую поросль, снова оказались на широких упских заливных лугах: DSCN0010 by putnik 1956, on Flickr По ним и покатили: слева скошенная зелень лугов, справа густая зелень береговых дерев и кустов, надёжно скрывающая от палящего зноя красавицу Упу: DSCN0011 by putnik 1956, on Flickr Весёлый и неровный нрав имела эта приупская дорожка. То неожиданно возносила на прибрежные косогоры: DSCN0012 by putnik 1956, on Flickr То, также нежданно и стремительно снова обрывалась в зелёную пойму реки: DSCN0013 by putnik 1956, on Flickr Ну а внизу, на берегу…. На берегу, там всё возможно! Нередко, только что отлично накатанный путь, в мгновение ока зарастал и заканчивался: DSCN0007 by putnik 1956, on Flickr Слияние Шивороны и Упы происходит буднично, без каких либо красочных ландшафтных эффектов. Вот оно на фото: справа неспешно несёт свои воды Упа, а слева к ней подходит спрятавшаяся в береговой зелени извилистая Шиворона: DSCN0014а by putnik 1956, on Flickr Дальше уже покатили шиворонскими заливными лугами: DSCN0015 by putnik 1956, on Flickr Да-да! Сенокосы уже заканчиваются: DSCN0017 by putnik 1956, on Flickr Совсем нескучная, извилистая береговая шиворонская дорожка: DSCN0018 by putnik 1956, on Flickr Привела к роднику у деревни Большое Зуево. Вон, он журчит: Берём полный запас воды, чтобы и на завтрашний завтрак хватило. С холма, на котором и теснится эта Большое Зуево, по бетонным плитовым рельсам: DSCN0021 by putnik 1956, on Flickr Скатываемся к мосту через Шиворону у селения Подосинки. Что-то совсем зацвела зелёным цветом эта Шиворона, озеленела в общем: DSCN0022 by putnik 1956, on Flickr Нет! Конечно, можно было и дальше продолжать подниматься по Шивороне. Грунтовки там имеются на обеих сторонах её долины. Но выше Подосинок, Шиворона далеко бы увела нас в сторону от цели этого путешествия, от береговых грунтовок Упёрты и верховий Упы. Поэтому в Подосинках становимся на старые горняцкие асфальты. Впрочем, асфальт-то на них, очень даже и свежий: DSCN0025 by putnik 1956, on Flickr Быстро крутим этими обновлёнными асфальтами в сторону посёлка Приупский. Там, за Приупским, надо найти дорогу к селу Крутицы, у которого снова спустимся в долину Упы, на её правый берег. А здесь, на горняцких асфальтах, вблизи и вдали, по обе стороны дороги высятся, встают настоящими горами, следы былой шахтёрской славы: DSCN0026 by putnik 1956, on Flickr За Приупским сворачиваем в сторону деревни с таким самобытным названием: DSCN0027 by putnik 1956, on Flickr Но в Иконки эти, в другие разы заедем. В стороне эти Иконки от сегодняшних наших целей. Сегодняшние же цели, лежат где-то пока ещё далеко, за этими широкими пашнями, что раскинулись за селением Шондрово: DSCN0028 by putnik 1956, on Flickr Та-а-ак! А это, что там за глубокая лощина впереди? Благополучно ли минует её, наша полевая грунтовка? Продолжится ли на другой стороне лощины?: DSCN0037а by putnik 1956, on Flickr Вот, вроде бы и совсем близки, те самые Крутицы…. Вон, и колокольню крутицкого храма Михаила Архангела уже можно рассмотреть в подробностях: DSCN0034 by putnik 1956, on Flickr А вот не подъехать, никак! Та лощина оказалась правым притоком Упы, речкой Лебягожкой. Ну а грунтовка, предательски нырнула в довольно длинный брод через эту речку: DSCN0030 by putnik 1956, on Flickr Ну-у-у, никак не разглядеть глубины этого брода! Удастся ли в седле проскочить эту Лебягожку? Пешком-то брОдить, совсем чего-то неохота! Может, какой-нибудь тракторюга проедет, глубины покажет?! Нет! Не проехал, не показал. А-а! Поедим вокруг. Вон и деревня Луговая (ну, а на таких-то лугах, как ей ещё и величаться) чуть выше по этой Лебягожке виднеется. Может, какой мосток и встретится. Конечно же, встретился: и мосток, и грунтовка магистральная, прямо в нужные нам Крутицы: DSCN0032 by putnik 1956, on Flickr Всё! Прямо с околицы Крутиц снова спускаемся в пойму Упы: DSCN0037б by putnik 1956, on Flickr Круто и стремительно, так спускаемся. Оно и понятно: с Крутиц же всё-таки: DSCN0037 by putnik 1956, on Flickr Береговая грунтовка вверх по правому берегу Упы оказалась просто великолепной: DSCN0038 by putnik 1956, on Flickr Отлично накатанная, несётся она на виду Упы красавицы: DSCN0044 by putnik 1956, on Flickr DSCN0043 by putnik 1956, on Flickr Но вот впереди пойменные луга тревожно сузились, подпёртые высокими косогорами, вплотную подошедшими к руслу реки. Что же будет с грунтовкой!? Как это нередко бывает, упрётся в косогоры и закончится? Придётся возвращаться в Крутицы и искать верховые долинные пути? Нет! Обошлось! Грунтовочка круто забрала в эти самые упские косогоры: DSCN0046а by putnik 1956, on Flickr По ним, по верхам, и продолжили путь по речной долине: DSCN0048 by putnik 1956, on Flickr Но, пора бы уже и Упёрте быть? Далеко уже по Упе то проехали! А вот и очередной стремительный спуск с упских косогоров. Теперь уже, наверняка, к месту слияния Упы и Упёрты: DSCN0050 by putnik 1956, on Flickr Так и есть: слияние! Но с этого, правого берега, впадение Упёрты в Упу разглядеть, никак не получается. Густыми кустами это таинство скрыто! Ладно, катим дальше! Благо грунтовочка и дальше всё так же надёжно уходит в дали, теперь уже по долине Упёрты правым её берегом: DSCN0056 by putnik 1956, on Flickr У пытливых умов может возникнуть вопрос, а правильно ли эту тульскую реку называть, именно Упёртой. Ведь, на современных картах её название прописано, как Уперта. И, куда в таком случае ставить ударение: Уперта или же УпЕрта? Но, стоит ли верить современным картам? Ведь, во многих документах последнего времени, на исконную, очень звучную букву русского алфавита «Ё» устроено настоящее гонение. Её просто не пишут, якобы тем самым упрощая текст. Только по сути, это не упрощение получается, а не уважение своего родного языка и попытка его забвения! Помню ещё старые советские карты Тульской области с рекой Упёртой! Спрашивал у местных жителей в селении Пирогово. Без вариантов называют Упёртой! А вот и мнение местных краеведов: http://bgr-uezd.ru/index.php?go=toponom А тем временем, упёртская правобережная грунтовка лихо несёт нас вверх по долине это реки. То, выходя непосредственно на берег: DSCN0057а by putnik 1956, on Flickr С прекрасными видами Упёрты красавицы: DSCN0054 by putnik 1956, on Flickr То, ненадолго спускается в заросшие береговые лощины, где заставляет тревожиться: а, будет ли продолжение?: DSCN0053 by putnik 1956, on Flickr То, долго-долго обтекает совсем уж откровенные заболоченные речные старицы: DSCN0060 by putnik 1956, on Flickr DSCN0061 by putnik 1956, on Flickr Но, неизменно и непрерывно продвигается вперёд, а точнее вверх по долине Упёрты, её правым берегом, что и является целью этого путешествия: DSCN0057 by putnik 1956, on Flickr Но, чу! Солнышко уже склоняется к горизонту, заканчивает свой дневной путь. Пора и нам притормаживать и искать ночлежное место: DSCN0059 by putnik 1956, on Flickr Но здесь, внизу, на брегах Упёрты, залегать в её береговых кустах будет не совсем комфортно. И сыро, и дров маловато. А уж чего окажется в избытке, так это местных кровососов, упёртских комаров. Не-е-е! Ну её! Поднимаемся отсюда наверх и ищем сухую, светлую, продуваемую берёзовую лесополосу: DSCN0065 by putnik 1956, on Flickr А вот и она, лесополоса ночлежная: DSCN0075 by putnik 1956, on Flickr Тут и сухие ветки для костра прямо под ногами. Вон, как полыхает весело. Прямо, какая-то огневая сущность из костра, так и лезет: DSCN0074 by putnik 1956, on Flickr Тут и солнышко проводим. Давай, светило! Не подведи! Завтра также надёжно высвечивай!: DSCN0067 by putnik 1956, on Flickr Тут и заляжем комфортно, не добраться сюда упёртским комарикам: DSCN0071 by putnik 1956, on Flickr День 2. Утром следующего дня продолжили путь в верхах упёртской долины вдоль приютившей нас на ночь берёзовой лесополосы. Здесь во всю уже светило солнышко, быстро разгоняя утреннюю уже осеннюю холодрыгу: DSCN0080 by putnik 1956, on Flickr А вот в далёкой отсюда пойме реки, стелился довольно плотный утренний туман: DSCN0079 by putnik 1956, on Flickr Бр-р-р! Не хотелось бы сейчас оказаться в этой промозглой сырости. Правильно сделали, что на ночёвку поднялись на долинные холмы. Теперь вот весело мчимся прямо навстречу встающему солнышку и радуемся наступающему дню: DSCN0088 by putnik 1956, on Flickr А ему все, вокруг радуются: DSCN0086 by putnik 1956, on Flickr Эта верховая полевая дорожка вывела на киреевскую трассу около селения Подлесное. Здесь перебрались на левый берег Упёрты и покатили его грунтовками, теперь уже вниз по долине: DSCN0095 by putnik 1956, on Flickr Нам бы теперь поинтереснее найти путь к Упе, снова вернуться на её правый берег. Раннее ещё утро. Впереди селение Алексеевка: DSCN0097 by putnik 1956, on Flickr Никого на улицах, кроме алексеевских гусей. По своим нуждам направляются: DSCN0098 by putnik 1956, on Flickr За Алексеевкой продолжили стремительно катить широкими раздольными полями: DSCN0093 by putnik 1956, on Flickr Вот, что осенью хорошо, о перекусах особо можно и не заботиться. Они тут часто, эти ароматные перекусы встречаются: DSCN0100 by putnik 1956, on Flickr Так! Впереди березОвый «портал» приближается. Что же за ним нас поджидает? DSCN0112 by putnik 1956, on Flickr А за ним, вдоль опушки, неспешно протрусила здоровенная такая чернявая туша с гордо устремлённым ввысь кудлатым хвостом. То ли волк, то ли собака такая большая…. И ведь, селений-то по близости никаких нету. Протрусила по своим делам и нас с Велом не заметила. Ветер-то от неё поддувал. Ладно, катим дальше. Главное, чтобы в этой глуши, эта животина собакой Баскервилей не оказалась. Ба-а-а! А вот и щенки её! Прямо наперерез скачут: DSCN0102 by putnik 1956, on Flickr Надо сматываться отсюда поскорее. А то, кабы та мамаша Баскервилей не возвернулась, своё потомство защищать. Интересно, как это псовое семейство самостоятельно, без человека, выживает. И ведь, по внешнему, очень даже упитанному обличью, совсем и не бедствуют! Сурками, что ли какими питаются…. Пахоты. Кругом свежие пахоты! Чего они тут, только сеют-то: DSCN0109 by putnik 1956, on Flickr А вот и подсказка. Прямо на дороге и просыпали: DSCN0105 by putnik 1956, on Flickr Вот, как это у них с пашнями-то получается: DSCN0115 by putnik 1956, on Flickr Только, пыльное это дело. Колесо, аж в слое пыли утопает: DSCN0111 by putnik 1956, on Flickr Никому не пожелаешь, даже в маленький дождик посреди этого поля оказаться! Ух ты! А тут кого-то на вилы накололи, аж, загнули сердешные!: DSCN0103 by putnik 1956, on Flickr Но вот, эти пахотные полевые грунтовки снова выводят нас на киреевскую трассу. Теперь уже около селения Нарышкино. И здесь, чтобы вернуться на правобережье Упы заворачиваем на деревню Катерово: DSCN0117 by putnik 1956, on Flickr Совсем уж старый, весь в ямах и частично размытый, действительно ещё колхозный асфальт, ведёт в это Катерово мимо деревни Сухой Ручей: DSCN0118 by putnik 1956, on Flickr А в этом Сухом Ручье, видать, какие-то снайперы обитают. Вон, за неимением полигона прямо на «парадной» вывеске тренируются: DSCN0119 by putnik 1956, on Flickr Да и кучно-то, как! Катим отсюда быстрее, а то, как бы под очередные учебные стрельбы не попасть. Здравствуй, Упа! Мы снова к тебе вернулись! После Катерово снова покатили правым берегом Упы, только теперь вниз по её долине, к дому: DSCN0122 by putnik 1956, on Flickr Покатили, в надежде, что так и получится этим правым берегом доехать, аж, до Пирогово. Ага! Пашни подступали всё ближе и ближе: DSCN0123 by putnik 1956, on Flickr Пока окончательно и не поглотили нашу полевую грунтовку, оставив лишь совсем неверный след: DSCN0126 by putnik 1956, on Flickr Этот след потянулся к краю поля. За ним, в надежде, что на том краю снова выберемся на продолжение запаханной грунтовки, медленно покрутили и мы, благо абсолютно сухая пашня позволяла не слезать с седла. След, огромной петлёй завернувший назад, закончился ещё в середине пашни. Ну, а на краю поля нас поджидала не уютная грунтовка, а большой глубокий овраг с густым бурьяном: DSCN0127 by putnik 1956, on Flickr На противоположном борту оврага призывно маячила далёкая берёзовая лесополоса. Всё! Лезем напролом! Уж вдоль такой-то лесополосы, просто обязана быть хоть какая-то стезя! Напролом, конечно, получился (а, куда деваться, не возвращаться же назад в Катерево), но на память оставил очень многочисленные колючие последствия: DSCN0128 by putnik 1956, on Flickr И «стезя» на той стороне оврага, тоже нашлась. Но, только не в виде накатанной грунтовки, а всё того же следа, но уже другого, своего, местного. По нему и двинули. Хорошо, хоть опять в седле получалось крутить: DSCN0130 by putnik 1956, on Flickr Ну, а чего! След этот, в конце концов, всё-таки и вывел на полевую грунтовку, которая и спустила нас, прямо к Смоленскому храму в Царёво: DSCN0133 by putnik 1956, on Flickr DSCN0136 by putnik 1956, on Flickr А тут и знакомый царёвский мост через Упу совсем близко оказался: DSCN0137 by putnik 1956, on Flickr А Упа тут, непростая! Она тут водоворотами крутится. В трубы под мостом затекать вынуждена. Вон, как закручивает: Ну, что ж! От этого Царёва, нам дальше в Пирогово неведомым правым берегом пробираться надлежит. Правым и покатили: DSCN0140а by putnik 1956, on Flickr На виду очень живописной Упы в этой местности: DSCN0140б by putnik 1956, on Flickr Покатили…, да, недолго! Грунтовка спустилась на сенокосные луга и…, всё! Дальше, только бурьян по пояс и выше. Ни-че-го! Она, эта береговая грунтовка до Пирогово может и была чуть выше, на прибрежных холмах, но сейчас запахана свежей пашней без следа. Пока, это вновь накатают-то! А у нас ещё, что-то и цепочка зашелестела. Пора её маслицем подкормить: DSCN0140 by putnik 1956, on Flickr Ну, что же! Придётся до Пирогово ехать левобережной, знакомой по недавнему путешествию, грунтовкой. Только, теперь в обратную сторону, вниз по долине: DSCN0143 by putnik 1956, on Flickr А вот и Пирогово показалось, с его величественным храмом: DSCN0145 by putnik 1956, on Flickr DSCN0146 by putnik 1956, on Flickr Всё! Время уже послеобеденное, а до дома ещё семьдесят с лишним километров. Пора и возвращаться. А, чтобы это возвращение поинтереснее получилось, покатим не хорошо знакомой дорожкой через Сорочинку, а завернём на неведомый путь через селение Ржаво: DSCN0148 by putnik 1956, on Flickr Тут, в этом Ржаво, речка Солова протекает, самые её верховья. Только, она здесь застоялась совсем, зазеленела: DSCN0149 by putnik 1956, on Flickr За Ржаво, прекрасная полевая грунтовка: DSCN0151 by putnik 1956, on Flickr Привела к незнакомому святому источнику с купальней: DSCN0152 by putnik 1956, on Flickr DSCN0153 by putnik 1956, on Flickr DSCN0154 by putnik 1956, on Flickr Испили водицы и покатили дальше: DSCN0159а by putnik 1956, on Flickr Покатили через прекрасные позднелетние пейзажи: DSCN0155 by putnik 1956, on Flickr И дозревающие урожаи. Немного им осталось-то: DSCN0163 by putnik 1956, on Flickr DSCN0165 by putnik 1956, on Flickr А вот интересно! Наверное, здесь по близости ещё и речка Вежа протекает, раз эту Невежей назвали: DSCN0166 by putnik 1956, on Flickr Вот, опасались пращуры в местных речках попутаться. Знать, поэтому так и указали, недвусмысленно! За «невежой» этой, выехали в прославленное селение Лазарево, известное своими животноводческими достижениями. Лазаревские лавки, торгующие мясопродуктами собственного производства, можно встретить во всех уголках тульского края. Ну а дальше, вдогонку быстро садящегося солнышка, интенсивное вкручивание домой по трассе М2 через Щёкино и Скуратово. Интенсивное…, поскольку не хотелось застать темноту на оживлённой трассе. Хотя, надо отдать должное: на М2 довольно широкая полоса безопасности. И катить по ней вполне комфортно. Как это нередко случается со всеми приличными трассами, трасса М2 тоже не оставила нас без «подарка». Вполне годная и неизношенная багажная резинка поджидала на обочине именно нас. А ведь, где-нибудь в траве и за змеюку принять можно: DSCN0167 by putnik 1956, on Flickr На пороге дома, как раз с окончательным наступлением темноты, беспристрастный велосчетовод зафиксировал оцифрованный итог этого двухдневного путешествия: DSCN0169 by putnik 1956, on Flickr Цели путешествия достигнуты полностью. На местности прокатаны отличные правобережные грунтовки Упы и Упёрты на участке от Крутиц и до Подлесного. От Подлесного и до следующего селения по долине Упёрты — Горки, грунтовка тоже существует, по её левому берегу. Два года назад мы катили этим участком. Теперь, было бы очень интересным продолжить этот береговой путь вдоль Упёрты от селения Подлесного и вплоть до её истока….
  7. Ага?! А, чо герой-то без шлема? "Король-то голый!"
  8. Да! В Тульской области деревьев хватает. Есть и большие по площади леса, есть и поменьше. Лесные дороги тоже есть. Но мне там не нравится. Сыро, сумрачно, часто заболочено, никаких красивых видов, в тёплое время душно и тучи комаров. Поля с небольшими перелесками и лесополосами! Просторно, легко, свободно, красиво! И таких мест, по счастью больше.
  9. ВелоПВД, где-то вдоль Упы Дата: 27 — 28 августа 2018 г. Пробег: 232 км из них в первый ходовой день: 86 км во второй ходовой день: 146 км. Получившийся рисованный трек: https://www.gpsies.com/map.do?fileId=kqzkxogwqboetzhu Нитка получившегося пути: Тула — Красный Хутор — Бредихино — Сергиевский — Берёзовка — Прилепы — Ломинцевский — Октябрьский — Советск — Костомарово — Старые Выселки — Мясновка — Гришинка — Пирогово-2 — Царёво — Алексеевка — Качановка — Нарышкино — Пирогово-1 — Скородумово — Алексеевка — Подлесное — Воротыновка — Сеченский — Приупский — Круглое — Прилепы — Лутовиново — Тула ВеликА, великая тульская река Упа! За один день и не объедешь! А нам и не надо за один. У нас целых два дня имеется. Вот и покатили от Тулы вверх по Упе, как получится и где получится. А вокруг жара, совсем не августовская. Поэтому для начала по «грунтовым рельсам» держим курс к роднику у Красного Хутора: DSCN0002 by putnik 1956, on Flickr Во! А тут, аж три рельсы в одну сходятся. Монорельса, впереди получается: DSCN0003 by putnik 1956, on Flickr Та «монорельса» привела нас в широченную долину реки Шат: DSCN0004 by putnik 1956, on Flickr Но с этим Шатом, мы чуть попозже встретимся. А сейчас заворачиваем к роднику. Ого! Вот пару недель не заедешь на родник, тут уже такого наворотили: и сердечком наградили, и куст напротив начисто срезали: DSCN0005 by putnik 1956, on Flickr Куст-то, кому помешал! Ладно, хоть родник цел остался. Берём запас воды, чтобы сегодня о воде уже и не думать. Да, чего там сегодня! Чтобы, уж и на завтрашний завтрак хватило. Ну, всё! Теперь и с Шатом можно поближе поздороваться, благо он какое-то время рядышком слева будет сопутствовать: DSCN0007 by putnik 1956, on Flickr «Шатания» вдоль Шата вывели нас к новомосковской трассе, что соединяет два самых крупных города Тульской области — Тулу и Новомосковск. Весь это ужас, - практически, непрерывные потоки чадящих колёсных в оба направления, - нас в этот раз, совершенно не волнует. Он там, наверху останется. Этот вертеп мы благополучно под мостом минуем. Мост-то этот, как раз через Упу и перекинут. Ну, и мы рядышком просочимся: DSCN0009 by putnik 1956, on Flickr Просочимся…, окраиной минуем посёлок Сергиевский и вкатим в широченную долину Упы: DSCN0010а by putnik 1956, on Flickr Надолго, теперь уже вкатим. До сегодняшнего вечера уже не покинем долину этой реки. Да и завтра тоже, сколько получится. Там, ведь, можно до самого истока Упы так и катить. Но в этот раз, до её истока мы дойти, явно не успеем. А сейчас, ближайшая цель — на Берёзовку. По уже зарастающей полевой дорожке: DSCN0011 by putnik 1956, on Flickr По коридору буйствующего августовского золотоцветья: DSCN0010 by putnik 1956, on Flickr От Берёзовки до Прилеп лихо неслись по накатанной луговой грунтовке рядом с Упой. Это рыбацко-сенокосная дорожка: и широкие заливные луга с сочной зелёной травой, и много отворотов к близкой реке, к насиженным и прикормленным рыболовным местам: DSCN0012 by putnik 1956, on Flickr За Прилепами густой лес подступил вплотную к реке, и потянулся участок чисто лесной дороги: DSCN0014 by putnik 1956, on Flickr С глубокими ямами на пути и с такими же глубокими, по счастью высохшими лужами: DSCN0013 by putnik 1956, on Flickr Мда-а-а! В дождливую пору хлебнуть грязей здесь получится по полной: DSCN0016 by putnik 1956, on Flickr А сейчас…. А и сейчас, тоже не всем «по зубам», эта лесная дорожка. Вот и одинокая мотоциклетка не решилась ехать дальше случившегося на пути завала: DSCN0015 by putnik 1956, on Flickr Эти лесные «дебри», в конце концов опять закончились широкими заливными лугами под посёлком Ломинцевский. Отсюда уже и до Советска недалеко. Вон, уже и его трубы показались: DSCN0017 by putnik 1956, on Flickr Но сначала, завернём к роднику у селения Октябрьское. Не-е-е! Свой запас воды мы, конечно же, ещё не выпили. Но, на этой жаре нагрелся о-о-о-он…! А хотелось, чего-нибудь прохладненького. Да и после, только что пройденных послеприлепских пампасов, не терпелось умыться и освежиться: DSCN0018 by putnik 1956, on Flickr Вот так он там журчит: Теперь и в Советск можно спускаться: DSCN0020 by putnik 1956, on Flickr Тот старый, ещё советский колхозный, и совершенно пустынный асфальт, что от городка энергетиков Советска протянулся до селения Старые Выселки, в этих самых «выселках», под разноголосные лаи многочисленных старовыселковских дворняг и закончился. Дальше потянулись свежевспаханные пашни. Хорошо, хоть магистральные грунтовки не запахали: DSCN0021 by putnik 1956, on Flickr А Упа-то, там внизу, в конце этой пахоты протекает. Попытка вернуться непосредственно на берег закончилась провалом. Точнее тупиком. Дорожка, что отвернула к берегу, оказалась тупиковой, чисто рыболовной. Ну, а не запаханный магистральный тракт вывел к селению Мясновка. Заехать-то, мы в него заехали. А вот найти выход в нужную сторону, в некоторых современных селениях весьма проблематично. Какие-то узкие хаотичные коридоры, прокошенные в высоченном бурьяне и густом кустарнике на месте бывших колхозных улиц. Так и тыкались во все отвороты в поисках этого выхода. То, в откровенные тупики заезжали: DSCN0024 by putnik 1956, on Flickr То, к такому вот великану красавцу кедру, нереально выделяющемуся своим исполинским ростом на фоне окружающей лесной поросли, выехали. Во! Вымахал-то: DSCN0025 by putnik 1956, on Flickr А то, совершенно случайно, и очень даже кстати, занесло к «мясновковскому» роднику: DSCN0023 by putnik 1956, on Flickr А справиться-то и не у кого. Дома, хоть и жилые, а обитальцы, то ли внутри за сериалами время коротают, а то ли, по хозяйству хлопочут. С околицы этой Мясновки, свалились в длиннющую балку, протянувшуюся прямо до речного берега: DSCN0026 by putnik 1956, on Flickr На берегу и оказались. И с надеждой покатили по береговой грунтовке: DSCN0027 by putnik 1956, on Flickr С надеждой…, что она не окажется тупиковой рыболовной и дотянется, аж, до Пирогово! Ведь, лет восемь назад мы уже катили левобережной береговой грунтовкой от Пирогово и до Советска. Тогда сплошная береговая грунтовка существовала. А сейчас сохранились, только её отдельные короткие фрагменты. Вот и этот «фрагмент» вскоре упёрся в неглубокую лощину и дальше, ни-че-го! Сплошной, густой бурьян по пояс. Да, ну его! Возвращаемся на магистральный тракт и ищем подходящую лесополосу для ночёвки. Пора уже. Солнышко скоро в горизонте искупается. Вечерний костерок: DSCN0030 by putnik 1956, on Flickr Проводы натрудившегося в этот августовский день «светила». Давай, светило! Не забывай нас завтра. Так же ярко свети: DSCN0028 by putnik 1956, on Flickr И, дрыхнем: DSCN0034 by putnik 1956, on Flickr Светило не забыло. В урочный час, снова показалось из преисподней горизонта, обещая светить не хуже, чем днём минувшим. Вот и славно: DSCN0035 by putnik 1956, on Flickr А у нас завтрак: DSCN0036 by putnik 1956, on Flickr Неспешные сборы, и в путь. Вдоль этой лесополосы, так радушно приютившей нас на ночь: DSCN0038 by putnik 1956, on Flickr Та-а-ак! Это, что за сети развешали, все пути, понимаешь, перегородили: DSCN0037 by putnik 1956, on Flickr Отполированная до зеркального блеска грунтовка от селения Гришинка, снова спустила нас на берег Упы: DSCN0040 by putnik 1956, on Flickr По берегу и покатили: DSCN0041 by putnik 1956, on Flickr На пути к пироговской усадьбе Л.Н. Толстого в небе какие-то зигзаги обозначились. Руны, что ли какие, местные пироговские дУхи на небосводе начертали…. Или же, знамения, какие? DSCN0043 by putnik 1956, on Flickr А! Напоминают, чтобы не забыли памятные толстовские места посетить. Заедем, конечно. Не проезжать же мимо! Тут вот на въезде и страж такой стоит. Эко, его обломило: DSCN0066 by putnik 1956, on Flickr Вот и сама усадьба показалась: DSCN0060 by putnik 1956, on Flickr А вот, и исполинский памятный камень, посвящённый повести «Хаджи Мурат», написанной среди этих удивительных среднерусских просторов: DSCN0047 by putnik 1956, on Flickr Тут же, рядом и такая же немалая «колючка», символизирующая самого непокорного жителя гор: DSCN0048 by putnik 1956, on Flickr Так! Осторожно! Она, действительно колется: DSCN0049 by putnik 1956, on Flickr Но, помимо этих колючек разных, на пироговскую усадьбу у нас особые надежды. Заворачиваем в просто сказочное место на берегу Упы: DSCN0050 by putnik 1956, on Flickr К удивительному, сказочному, пироговскому роднику: DSCN0051 by putnik 1956, on Flickr Что истекает, прямо из-под корней огромной вековой липы: DSCN0052 by putnik 1956, on Flickr А рядом тихая сказочная Упа-красавица, с чистейшей прозрачной водой: DSCN0055 by putnik 1956, on Flickr Здесь и обитатели сказочные! Они по воде ходить умеют: DSCN0053 by putnik 1956, on Flickr Вон, бегают: Ба-а-а! А это, что такое! Не было раньше! Скамейка, какая-то появилась: DSCN0061 by putnik 1956, on Flickr А на скамье, повесть «Кавказский пленник» лежит, кем-то оставленная: DSCN0062 by putnik 1956, on Flickr Скамья писателя А. Битова, оказалась. Тут вот про неё всё и написано: DSCN0063 by putnik 1956, on Flickr И, показано: Ладно. Нам дальше пора. Катим через Пирогово: DSCN0067 by putnik 1956, on Flickr Ага! А у пироговских собачек, совсем другое мнение насчёт нашего проката через это селение. Вон, на пути стоит и пропускать не собирается: DSCN0068 by putnik 1956, on Flickr А этот, тоже бы вышел. Поддержал бы свою товарку. Да, видно родную будку оставить боится. Кабы, не занял кто, конуру-то бесхозную: DSCN0071 by putnik 1956, on Flickr Пришлось околицей пробираться. И то, тут каких-то шпал навалили. Баррикады, что ли строить собрались: DSCN0070 by putnik 1956, on Flickr Ну, ладно! До следующей встречи, Пирогово! Нам дальше, вдоль Упы надо: DSCN0069 by putnik 1956, on Flickr Выезжаем из села на просторы упской долины: DSCN0074 by putnik 1956, on Flickr Через жёсткую «щётку» свежескошенного жнивья: DSCN0075 by putnik 1956, on Flickr А Упа-красавица, всё время рядышком, слева в непосредственной близости тянется. Дорожка, то стремительно приближается к ней: DSCN0076 by putnik 1956, on Flickr То, снова поднимается на ближайшие холмы: DSCN0072 by putnik 1956, on Flickr На холмах, только что распаханные пашни: DSCN0089 by putnik 1956, on Flickr И отсюда же, с холмов, завораживающие картины верховий Упы, извивающейся узкой лентой среди невысоких косогоров: DSCN0077 by putnik 1956, on Flickr Дорожка весело катится среди августовского разноцветья: DSCN0086 by putnik 1956, on Flickr Бескрайние, теряющиеся за горизонтом пашни: DSCN0091 by putnik 1956, on Flickr Чередуются, с такими же необъятными полями «на отдыхе». А тут вот ещё и одинокая берёзка пристроилась «отдохнуть» за компанию: DSCN0073 by putnik 1956, on Flickr Очень часто, на местах бывших поселений встречаются старые яблони. Совсем не одичавшие, а самые, что ни на есть, настоящие. Щедро делятся своим урожаем: DSCN0039 by putnik 1956, on Flickr DSCN0082 by putnik 1956, on Flickr Так! Внимание!! Осторожно!!! DSCN0099 by putnik 1956, on Flickr Это, что за зверюга тут перед нами проследовала!? Волкодлак, что ли какой в деревню на добычу направлялся: DSCN0083 by putnik 1956, on Flickr Сейчас утро. Ещё никто не успел проехать, след затоптать. Мы первые. Во! Видать, какие тут по ночам псины шастают! А вон и деревня, невдалеке показалась: DSCN0093 by putnik 1956, on Flickr Царёво её имя. Видать, под прямым управлением царей значилась. Что бы никто, больше и не зарился на царёвы-то вотчины. В этом Царёво спустились к мосту через Упу: DSCN0094 by putnik 1956, on Flickr В теньке под раскидистыми вязами: DSCN0100 by putnik 1956, on Flickr Раскинуть карту, посмотреть каким берегом дальше двигаться: DSCN0096 by putnik 1956, on Flickr Да, и ополоснуться в чистейшей упской водице: DSCN0101 by putnik 1956, on Flickr Ну, что ж! Катим и дальше всё тем же левым берегом: DSCN0105 by putnik 1956, on Flickr Но дорожка решила по другому. В километрах полутора от села привела к царёвскому роднику и закончилась: DSCN0107 by putnik 1956, on Flickr Мда! Досадно, как-то! Ведь лет восемь назад здесь по берегу, мимо этого родника, шла обычная «рыболовно-сенокосная» грунтовка. А сейчас густой бурьян, и не по пояс, а выше! Ладно, возвращаемся снова к деревне этой «царской» и ищем другие пути-дороги вверх по долине Упы: DSCN0108 by putnik 1956, on Flickr Не-е-е! Асфальт, хоть и тихий, колхозный, но сейчас нам не подходит: DSCN0112 by putnik 1956, on Flickr А вот эта накатанная стезя, в самый раз: DSCN0115 by putnik 1956, on Flickr Тут, наконец, повстречались и те механизмы, что так мастерски целинные поля в свежую пашню переделывают. Вон, стараются ! Из пыли, только одни колёса и видно: DSCN0114 by putnik 1956, on Flickr И снова дорожка спускает нас вниз с высоких упских косогоров: DSCN0116 by putnik 1956, on Flickr К Упе, что ли? DSCN0118 by putnik 1956, on Flickr А вот и нет! Это какой-то небольшой её приток. А Упа, вот она, чуть дальше в «теснине» запряталась: DSCN0120 by putnik 1956, on Flickr И снова мчимся отполированными грунтовыми «рельсами»: DSCN0123 by putnik 1956, on Flickr Никогда не надоедают такие вот гладкие полевые дорожки, уходящие куда-то, в широкие сельские дали. В селении Нарышкино решаем, что уже пора переезжать на правобережье Упы и потихонечку заворачивать назад, теперь уже вниз по этой речной долине. А переехать через Упу можно, хоть по новому мосту, а хоть и по старому: вон он, под новым виднеется. Это уж, кому, как нравится: DSCN0127 by putnik 1956, on Flickr Под мостом и нарышкинский родничок запрятался: DSCN0125 by putnik 1956, on Flickr И, очень кстати! Пора уже и перекусить, посидеть на бережку тихой и спокойной упской заводи: DSCN0128 by putnik 1956, on Flickr И снова бескрайние просторы юга Тульской области: поля на отдыхе, поля под пахотой: DSCN0130 by putnik 1956, on Flickr А припекает-то совсем не по августовски, прямо «кара-кумы», какие-то! И эти самые «кара», чёрные пашни, раскалились настолько, что уже и небольшие смерчи по полям носятся: DSCN0106 by putnik 1956, on Flickr Раскалиться-то, раскалились, но, не более…. Они тут все заботливо обпаханы, не получится «красным петухам» разгуляться: DSCN0122 by putnik 1956, on Flickr Мда-а-а! А тут, на распутье, за селением Скородумово, ещё и покумекать надо: куда, заворачивать-то!? DSCN0133 by putnik 1956, on Flickr Налево пойдёшь, к Упе спустишься. Но, там на берегу тупик. Упа здесь, своим правым притоком Упёртой подпирается. Направо…, так опять же в Упёрту и упрёшься! А-а-а! Заворачиваем направо: может брод какой, через ту Упёрту отыщется. Ну, не зря же такая накатанная дорожка к этой реке спускается, а на противоположном берегу тоже грунтовка просматривается, не иначе к следующему селу Крутицы, по холмам поднимается: DSCN0132 by putnik 1956, on Flickr Ага! Эта накатанная дорожка оказалась сенокосной. Спустилась на широкие заливные луга, свежие покосы и упёрлась в ту самую Упёрту, что в этом месте, ничуть не уже самой Упы оказалась. Бродами тут, и «не пахло»: DSCN0134 by putnik 1956, on Flickr Хотя, и не только сенокосной. Рыболовных мест, здесь тоже во множестве имелось: DSCN0135 by putnik 1956, on Flickr Ну, что же! Перебраться через Упёрту с наскоку не получилось. Катим теперь вверх по левобережью этойУпёрты в надежде, что какая-нибудь переправа и повстречается: DSCN0144а by putnik 1956, on Flickr Ближайшая из известных нам переправ может получится в селении Алексеевка. Помнится, там целый мост через Упёрту был. Но хотелось бы, конечно, пораньше перебраться на противоположный правый берег и вернуться в долину Упы. Поэтому с упорством одержимых проверяли все отвороты в сторону берега. А вдруг там брод окажется!: DSCN0138 by putnik 1956, on Flickr Не! Не оказывался. Все эти отвороты неизменно упирались в красавицу Упёрту. И, всё! Бродов там не было. Это рыболовы те отвороты накатывали. DSCN0137 by putnik 1956, on Flickr А сама грунтовочка по левобережьюУпёрты, просто великолепна. То, словно стрела несётся сквозь небольшие перелески: DSCN0136 by putnik 1956, on Flickr То, обрывается в глубокие лощины: DSCN0144 by putnik 1956, on Flickr А то, вырывается на широкие открытые просторы упёртской долины: DSCN0139 by putnik 1956, on Flickr Во! А это, что там такое показалось!? Оказывается храм в селе Спасское. От села даже и следов не осталось. А вот здание храма, пока ещё противостоит времени и безвременью: DSCN0140 by putnik 1956, on Flickr DSCN0142 by putnik 1956, on Flickr DSCN0141 by putnik 1956, on Flickr Вот интересно, их что там, на крыше, специально, что ли высаживали? И газон, такой густой, и куст рябины, вовсю плодоносящий...? Это ж, какими ветрами на такую высоту семена могло забросить? Или же птички просто постарались? DSCN0143 by putnik 1956, on Flickr Мда! Пирамиды египетские, непонятно из чего и как сделанные, до сих пор стоят! А вот мост в Алексеевке из железобетонных плит…. Уплыли, что ли плиты эти: DSCN0146 by putnik 1956, on Flickr Там, у этого бывшего моста, конечно, и вброд модно было бы перейти. Чуть выше колена и оказалось бы…. Но, что-то уже расхотелось бродами мериться. Пора уже и о возвращении домой подумать. А отсюда, уже и до киреевской трассы недалеко. До трассы и вкрутили: DSCN0147 by putnik 1956, on Flickr А дальше, покатили домой. Тихими, бывшими горняцкими асфальтами в направлении на Прилепы. В итоге: DSCN0150 by putnik 1956, on Flickr Нет! Ну, конечно же, эти километры, отсчитанные беспристрастным велосчетоводом, никакой и не итог этого путешествия. Итог — это заново открытый для себя замечательный уголок Тульского края в верховьях Упы. Ещё несколько лет назад с заброшенными и заросшими полями, теперь вновь возрождённый, распаханный и засеянный, с великолепными полевыми грунтовками. Итог — это непередаваемые красоты зелёных извилистых долин двух тульских рек, двух сестёр — Упы и Упёрты. Итог — это новые пути-дороги, подсмотренные в этом путешествии, к которым обязательно надо вернуться.
  10. Именно в нём, в смысле первого корня, поскольку весь негатив заложен во втором. Поэтому, хоть графы всё-таки и не герцоги, и даже не маркизы, а действительно приятно оказаться в рядах этакой знати. Про истинный же смысл этого первого корня мы здесь скромно умалчиваем.
  11. Как раз было бы гораздо интереснее, если бы большее количество туляков-велолюбителей в любых формах рассказывали бы о своих поездках.
  12. Лена, спасибо. Рассказы, повествования, описания, - как угодно их можно назвать, но только не отчёты, - о своих веловыездках пишу в основном под себя, для себя, для души. Отчёты для МКК вообще читать невозможно. Только уж по необходимости для извлечения какой-то информации, но никак не для души. Покатушек, ПВД-ешек и многодневок уже не счесть. Каждая из них интересна, памятна, дорогА и особенна по своему. Но давно уже заметил, что при таком их количестве уже невозможно припомнить особенности каждой. А, порою хочется. Поэтому по возможности стал о них рассказывать для себя. Уверен, что самые интересные рассказы о своих путешествиях у людей получаются, как раз тогда, когда они пишут для себя. Но твёрдо уверен, что всегда найдутся единомышленники, которым тоже будет интересно, полистать, посмотреть картинки, почитать, извлечь какую-то информацию. И это приятно. Спасибо.
  13. Имеется ввиду бескамерка с герметиком внутри? Можно герметик и в камеру залить. Бруччо так катает, тоже пишет, что доволен. Нет, пока ещё проколы не настолько допекли, чтобы использовать герметик. В местных покатушках прокол приходится в среднем на 600 - 700 км., что необременительно. Да и то, в местных покатушках я докатываю покрышки, уже несколько поизносившиеся в многодневках., и соответственно более чувствительных к проколам. В многодневки же хожу на новых или же близких к новым. В крымском путешествии этого года случилось всего два прокола. В одном всё-таки поймал колючку на новую покрышку и новую камеру. В другом же сам виноват: пока я отмокал в чокракских грязях и курсировал между грязями и морем, Вел, практически весь день лежал на дороге на косе посередине под палящим солнцем. К вечеру обнаружил спущенное заднее колесо: от нагрева поползла заплатка на камере, на солнцепёке-то там, наверное, за 50 град. было. В следующий раз не поленюсь и просто приспущу давление в колёсах. Накрывать Вел там небезопасно. Может вызвать нездоровый интерес у проезжающих мимо автомобилистов. Так что, если проколы будут случаться чаще, тогда, наверное, и о герметике задумаюсь. Спасибо за совет.
  14. Про Feri знаю, но как-то не поднимается рука цепь поливать водой, а потом ещё и тщательно сушить. Цепи мою в бутылке с керосином (пластиковая с широкой горловиной). Пока катаю на одной цепи, вторая недели три-четыре отмокает в керосине, периодически трясу бутылку, если вспоминаю об этом. Когда приходит пора менять цепи, достаю из бутылки, на час вывешиваю на балконе, запах практически выветривается. Слой керосина без грязевого отстоя переливаю в новую бутылку (можно через ватный фильтр, но я этим не заморачиваюсь), а старую бутылку вместе с отстоем в мусорку.
  15. Получается, что рвалась, только одна цепь? Случайный брак от Срама? Всё-таки интересно узнать причину. В своей практике уже давно отказался от срамовских цепей. У них пробег получался заметно меньше, чем у шимано или КМС. Говорю, только о 8-скоростных.