пешеход

От Аральского до Каспийского 2013

43 сообщения в этой теме

Идея и подготовка похода

В далёком 1995 году я с известным путешественником Миллером Александром Эдмундовичем побывал на Устюрте. Другой, отличный от гор, лесов и полей мир пустынь надолго остался в памяти. Крутые стены чинков Устюрта и глиняная река Киянды часто всплывали в разговорах. Первые мысли о походе в этот район возникли 2 года назад и быстро потухли после расстрела демонстрации в Жанаузене и последующего введения военного положения на Мангышлаке. Последний год тревожных новостей не было. Начался поиск материалов по району.

Наиболее полезные сведения получили из отчета одесситов 2010 года адрес отчета 2010 года. Многие фотографии, приведенные в отчете,специально сняты в тех-же ракурсах,чтобы видеть как поменялся объект за три года . Большие коррективы в первоначальный вариант маршрута внесло расписание движения поездов. Ехать из Актау до Москвы не хотелось. Поэтому окончание маршрута было на севере района. Другие коррективы добавились после нанесения видимых на космическом снимке дорог на топографическую карту 1971 года. Нашелся короткий путь через пески в середине маршрута. Изюминкой должно было стать посещение гор Жельтау, не упоминающихся ни в одном вело или авто отчете. И в последний момент при покупке обратных билетов отмена двух поездов добавила два дополнительных дня к походу. Решили посмотреть затерянную Жилую косу на Каспии.

Дневник похода

1день.14 апреля 2013г. Вечером поезд прибыл на станцию Саксаульская. Дождь закончился 1 час назад 0_d1d2d_1f62c5a5_XXL.gif

Собираем велосипеды и пытаемся выехать за посёлок. 100 метров по асфальту и начинается одна гигантская лужа из жидкой глины. 1.5 км по посёлку между домами преодолеваем за час. Глина полностью залепила велосипед, но ехать ещё можно. Темнота полная. За посёлком (как и всеми остальными) начинается свалка мусора. Ищем любой участок суши в море из луж и битого стекла.

0_d1cbb_2f182739_XXL.jpg

Пришлось катить велосипед 2.5 км до условного холма с одиноким кладбищенским обелиском. Возле него и ночуем. Вдали видели свет фар проезжающих по степи авто.

2 день 15 апреля 2013г. Подъём в 5.00. Утром при свете выяснилось, что мы лежим в середине 20 дорог, расходящихся от посёлка

0_d1d28_3edbe5b0_XXL.jpg

0_d1cbc_e8a7ac8c_XXL.jpg

Лужи за ночь впитались в грязь и глина из жидкой стала густой. Наше направление движения вдоль столбов ЛЭП. До неё метров 500. Надеемся что там дорога лучше.

0_d1cbd_c2058e3d_XXL.jpg

Велосипеды не едут совсем, катим и каждые 10 метров чистим. Вдоль ЛЭП в сторону от посёлка каждые 5 минут едут УАЗики. Двигаться по их следам ещё хуже. Выбираем самую старую колею. Скорость 6-8 км\час. Наша дорога, идущая справа от ЛЭП , плавно спускается в обширную низину. Объезжаем это озеро грязи далеко слева

0_d1cbe_b007a4a8_XXL.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Очень интересно! Жду продолжения дневника. Фото лучше выложить на яндекс-фотках и добавить в сообщение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

0_d1d27_bfa65e2a_XXL.jpg

Вдоль ЛЭП проложена металлическая труба диаметром 1000 мм водопровода, по которой качают воду в Аральск. Справа от ЛЭП по низине едут вездеходы везущие эти трубы. Глянув в ГПС обнаруживаем, что нужная нам дорога в Акеспе 3 км назад ушла от ЛЭП левее. Тащим по степи велосипеды 2.5 км. Ехать невозможно.

0_d1cbf_ad313443_XXL.jpg

0_d1d29_3c02e950_XXL.jpg

Обед. Костёр пробуем сделать из намокших кустов прошлогоднего лопуха. На ветру с большими усилиями и спалив 0.5 баллона газа, сделали обед. Такими темпами расхода топлива нам точно не хватит горючего. Через 1 км выползаем на колею идущую в наше направление. Едем, скорость 8-10 км\час. Постепенно слева к колее приближается недавно закопанная трасса газопровода, вдоль которой мы и движемся. По свеже-намешанной бульдозером глине ехать очень тяжело. Газопровод не отмечен на картах и космоснимках. Для костра собираем деревянные колышки, размечающие стройку. Вдруг навстречу по другой стороне газопровода проносятся 2 джипа. Наверное, автотуристы - подумали мы. В 18.00 начинается дождь со снегом. Теипература воздуха около нуля. Быстро ставим палатку. Но тут риезжает крузер. Выходят трое местных бандюганов---кто, куда, зачем. Из разговора выяснилось, что это охрана газопровода. Постоянно (несколько раз в день) объезжают свои владения. Приходится стоять с ними час под дождем, Предупреждают нас, чтобы не заезжали в пос. Бозой. Там вообще все бандюки. Наконец уезжают. Готовим ужин в палатке на газу.

3 день. Подъём в 5.00. Ночь и утро без дождя. Едем вдоль газопровода, который уходит в сторону урочища Караколь. Пос. Акеспе левее. Вчера охрана сказала нам, что можно ехать в поселок вдоль газопровода. Колея постепенно заезжает в пески Боль. Барсуки.

0_d1cc3_760895ab_XXL.jpg

И уходит от трубы в сторону посёлка. По песку на велосипеде ехать сложно или невозможно. Постоянно спешиваемся и большую часть идём пешком. Очень экзотичный растительный мир песков. Буйство зелени. Красивые виды на обрывы бугра Кумбулак.

0_d1cc1_bf862f4c_XXL.jpg

0_d1cc4_c45b5081_XXL.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

0_d1cc5_7db4038c_XXL.jpg

Колея приводит к кладбищу и горячей горько- солёной скважине. Возле неё хороший бассейн—вода лечебная - радоновая.

0_d1cc6_7d0c8d2e_XXL.jpg

Дорога в посёлок Акеспе идёт низом по берегу Аральского моря по мокрому песку - ехать можно. Дорога обходит весь поселок и входит в него снизу. Прямой дороги от горячей скважины нет—барханы песка.

0_d1cc7_d488433d_L.jpg

Посёлок представляет жалкое зрелище. Дома по крышу (как в России зимой снегом) засыпаны песком.

0_d1d2a_b495d19b_L.jpg

В домах есть водопровод и проводные телефоны. Мобильной связи нет. Нас любезно приглашают в один дом.

0_d1d2b_81353438_L.jpg

Напоили чаем со сладостями. Налили воду в дорогу. Мы хозяину преподнесли тульский пряник и мандарины и поспешили удалиться. Хозяин дома любезно просил оставить на память трапик, мембранную куртку и ГПС. Вобщем приятная встреча с неприятным осадком. Нам показали путь через пески, который ведёт к сухому переходу через грязевую долину ручья Батет, которую мы очень опасались. По безжизненному песку тащим велосипеды 2.5 км по сыпучим барханам.

0_d1cc7_d488433d_L.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

0_d1cc8_51083504_L.jpg

От пос. Акеспе в пос. Бозой возили трубы на вездеходах и проложили новую колею, различимую на последних космических снимках. Она идёт южнее старой дороги обозначенной электрическими столбами и проходит через ур. Акбаур(5км), ур. Шомишколь(17км) и с высокого берега крутым серпантином спускается на старое дно Аральского моря.

0_d1ccb_dca4a33f_L.jpg

0_d1cca_f34219ef_L.jpg

Дорога за солнечный день подсохла и оставляет неоднозначное впечатление—100 метров гладкая дорога—100 метров зубодробилка после вездехода. Редко спешиваемся на глубоких лужах. Дорога идет вдоль высоких обрывов справа и Аральского моря слева. Возле высоких зарослей кустарника решаем сделать ночевку и пока не стемнело сходить на море. Оно совсем рядом. Идём по дну моря по густым колючкам, песку, островам совершенно ровных мягких сухих водорослей. Видно как море уходило с определённой периодичностью через 15-20 метров. Идем-идем, а море не приближается. Совсем рядом --- оказалось 1.5 км по ГПС.

0_d1ccf_54a1d2d_L.jpg

0_d1cce_6a37e598_L.jpg

Вода холодная, малосолёная. На прибое кучами свежевыброшенные морские водоросли. Дно глинистое, очень топкое, ходить можно по донной растительности. Вообщем поставили галочку в списке выполненных желаемых событий. Обратно по своим следам. Быстрый костер из сухих веток кустарника.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

4 день. Подъём 5.00 Утром солнце, небольшой ветер. Едем по накатанной дороге, характер покрытия не меняется, 50 на 50 .

0_d1ccd_e1e00fd6_L.jpg

Местами море значительно приближается к дороге - метров на 500-700. Справа разнообразные обрывы берега

0_d1ccc_27d358c9_L.jpg

0_d1cd0_2fbea7e_L.jpg

0_d1cd2_734bd3ca_L.jpg

0_d1cd4_5e8907f5_L.jpg

Один участок решаем подробнее осмотреть.

0_d1cd5_ed4f987c_L.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

0_d1cd1_3a9024c5_L.jpg

Рыхлая глина, уклон до 30 град, Выше отвесные скалы ракушечника. Разнообразные скульптурные формы, купола и столбы. На промоинах лежат известные каменные шары, целые и расколотые, диаметром до 50 см. Явно осадочно-кристаллического происхождения. В середине твёрдое ядро с кулак как центр кристаллизации, а дальше слои гипса, глины, кристаллы солей. На крутых склонах из рыхлой глины выветриваются причудливые раковины моллюсков. Набрав полные карманы раковин, идём к велосипедам. Натыкаемся на спрессованный слой морских отложений. Тут вообще рай для историков-палеонтологов. Звёзды, рогатые ракушки, все целые— красота. Едем дальше. Колея выходит в широкую долину Актыбай. Нам левее к столбам ЛЭП. Качество дороги улучшилось - утрамбованная глина, немного песка. Вдоль ЛЭП едем км 20.На пути попался старинный дорожный указатель.

0_d1cdc_c4910978_L.jpg

0_d1ce0_14f86dc5_L.jpg

Обедаем в урочище Екзек, готовим на реденьких стеблях сухой травы.

0_d1cde_44fae2d8_L.jpg

0_d1cdd_6c043370_L.jpg

Колея перпендикулярно пересекает старую наезженную дорогу в балке Кирей. Через 7 км справа видим в 2 км насыпанные холмы знакомого газопровода. Наезжанная дорога идёт туда от ЛЭП. Едем по ней и дальше вдоль газопровода. Ехать после бульдозера трудно. Линия трубы явно уходит севернее нашего направления. Решаем как ехать, смотрим карту и ГПС. Тут приезжают ребята из местной охраны. Объяснили //чо и как//. Впереди временный посёлок с китайскими рабочими. Газопровод проходит в 5 км севернее зимовья Акбаур. В Бозой действительно лучше не заезжать. Предложили помощь и воду— нормальные ребята. Приятно расстаёмся и решаем объехать китайский посёлок. Старыми колеями, засыпанными стеблями лопуха, приезжаем на накатанную грузовиками дорогу к колодцу Кирей №2

0_d1cdf_3b674d7e_L.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Возле колодца Кирей №1-вахтовка китайцев. Дорога уходит вверх к линии ЛЭП и постепенно заворачивает налево от вершины горы Калькарашокы на перевальную точку между необозванными на карте вершинами. А они примечательные. Сложены из слоёв железистых руд тёмно-ржавого цвета. Из такой же ноздреватой руды сложены стены старинного кладбища неподалёку. Ночевку решаем сделать на крутом берегу Арала в 2 км от нашей дороги Шикарный вид на ровную долину и море. В 2.5 км родник Жарлыпес в глубоком овраге.

0_d1ceb_dc5c5138_L.jpg

5день. Подъём 5.00, утром солнце. Едем обратно к горе и по накатанной плотной дороге огибаем справа приметный холм Ушшокы и спускаемся в широкую ровную долину. На дороге начинается сыпучий песок. Пешком 1.5 км поднимаемся на перевал г. Бельарал. По такому же песку спускаемся на велосипеде к зимовью Акбаур.

0_d1ce1_524e775e_L.jpg

0_d1ce7_3cf6e7fe_L.jpg

На спуске встречная машина ГАЗ-козёл просвистела мимо нас, засыпав песком и пылью (единственный случай за поход, когда водитель не остановился и не спросил как дела). Жилой домик Акбаур 100 метров правее от дороги. Нам налево по хорошо накатанной старой колее. Через 2 км от зимовья глинистый солончак.

0_d1ce4_3cef262d_L.jpg

0_d1ce2_7a366629_L.jpg

Ноги на 20см проваливаются в густой клей. Один час тратим на перенос велосипедов тандемом. Далее дорога сильно холмистая, песчаная. Все спуски едешь на веле, все подъемы вел едет на тебе. Через 17 км от зимовья Акбаур приезжаем в широкую долину зимовья Шомишколь (Шиганак). Рядом 2 артезианские скважины, ванна для принятия горизонтального положения.

0_d1cd9_74a215d2_L.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

0_d1d36_a295aad0_L.jpg

В 300 метрах жилой дом, возле него ходят люди. От скважин в пустыню уходит мощный ручей. Отдыхаем, купаемся, пьём. Пришли на водопой лошади. Прикольно смотреть как лошадь пьет из фонтана.

0_d1ce5_5bca7fd2_L.jpg

Едем к жилому дому—ни одного человека. Только глаза тревожно смотрят из-за занавесок. Наверное, люди напуганы приезжими. Не пообщавшись, едем дальше. Дорога стала лучше, холмов меньше. В 12 км от Шомишколь возле кладбища становимся на обед. Рядом большое озеро, на берегу скважина, наполняющая озеро. Вода слабосоленая.

0_d1ce8_a9b812e1_L.jpg

От места обеда в 3 км прямо на дороге скважина Аккудук. Набираем все ёмкости водой. Холодная, несолёная, приятная на вкус.

0_d1ce9_e89d2fac_L.jpg

Вода у нас есть и в Куланды решили не заезжать. Проехали знаменитую металлическую арку Куланды.

0_d1cea_20bdef99_L.jpg

Не доезжаю 1 км до посёлка полевые дороги веером расходятся по пустыне. Выбираем примерно идущую в нашем направлении и не ошибаемся. Дорога сильно холмистая, хорошо наезженная. На большой скорости проскакиваем 5 км. Начинаются пески. 6 км по песчаным холмам, иногда пешком. Дорога резко стала глинистой, накатанной. 15-20 км\час и 20км пролетели за 2 часа. Ночёвка.

6 день. Подъём в 5.30. Солнечно без ветра. По хорошей дороге приезжаем к колодцу Сарыой. На карте указаны три колодца, один сухой, поиски второго ни к чему не привели, нет даже засыпанного, хотя остатки дома рядом остались. Набираем воду из большого по диаметру старого колодца с люком сверху. Крышка колодца сделана из нескольких рам грузовиков.

0_d1cec_e82682ab_L.jpg

Вода с сильным запахом тины, будем пить её кипяченой. После колодца через 3 км начинаются пески. Накатанная дорога идет в пос. Бозой. 3 км идем пешком по песку. Дорога упорно поворачивает в Бозой. Сворачиваем и 3 км идем пешком по целине. Грунт пухообразная глина. Колесо проваливается на 5-7 см. Ехать на велосипеде невозможно. Находим очень старую колею, идущую в нашу сторону.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

0_d1ced_1311365b_L.jpg

0_d1cd6_436ca37b_L.jpg

Половину пути удалось проехать на велосипеде. Дорога постепенно улучшается благодаря лошадям и верблюдам, вытаптывающих её. Их следы ведут к колодцу Карабарак. Большая вытоптанная лощина. В центре вагончик, колодец с бензиновым насосом в приямнике, 3 цистерны и 4 корыта для лошадей. Вокруг очень много животных. Возле источника 6 трупов жеребят и взрослых животных. Воду из колодца не стали пробовать по санитарным соображениям.

0_d1cee_e118a2a7_L.jpg

В тени вагончика делаем обед. Приезжает на мотоцикле хозяин окрестностей. Поздоровались, поговорили, показал нам дорогу в нужную сторону. Приезжает 1 раз в день, чтобы наполнить ёмкости мотопомпой. Трупы животных не закапывает. Они на жаре мумифицируются и в виду отсутствия падальщиков и мух лежат десятилетиями. Прощаемся и едем по песку 4 км в сторону Таскора. Издали видно, что поселок жилой, значит там есть питьевая вода.

0_d1cef_a814b773_L.jpg

Начинаются пески Исеншагыл. Буйная зеленая растительность, кругом черепахи. Вездеходная дорога идёт по мелкому сухому рыхлому песку. Идти сложно.

0_d1cf0_7577122_L.jpg

Через 5 км доходим до развилки. Направо пески Шольшагыл, налево нахоженная тропа к колодцу Безымянному. Прямо ничего. Включаем навигатор с загруженными космическими снимками. Размышляем. От колодца видна на снимке слабая дорога, но зато в нужном направлении. 1.2 км до колодца пешком. Большое поле, колодец с мотопомпой, 2 большие переливные емкости с водой и гигантский желоб для питья животных. Все в очень хорошем состоянии. Вода в ёмкостях пресная, чистая, приятная на вкус.

0_d1cf2_9601cdaf_L.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

От колодца на запад уходит широкая просека в саксауле, вытоптанная животными, идущими на водопой. Дальше опять тащим велосипеды по сыпучему песку. С каждым метром тропа всё уже и уже. Дальше просто тащим по азимуту через кустарник

0_d1cf3_b90cc69f_L.jpg

0_d1cf4_cc1391a_L.jpg

К закату дошли до холма с обозначенными на нём развалинами. Ночуем. Развалины оказались неким культовым сооружением, непохожим ни на одно кладбище в этом районе. С обратной стороны холма начинается слабый вездеходный след. Всю ночь реактивным самолетом гудела компрессорная станция в Бозое, хотя до неё не менее 10 км. Как там люди живут в таком шуме??

0_d1cd7_4a8f72e7_L.jpg

7 день. Подъём 5.00 . По разведанному следу утром доезжаем с скоростью 7-9 км\час по кочковатой тропе до пересечения с магистральным газопроводом на 2 км южнее перегиба газопровода. Следующая задача добраться до СБ-2. По прямой через поле 10км идти полдня. По ГПСу с космоснимками находим ближайший обход. 4 км на юг + 2км на запад = оттуда петляет дорога на СП-2. Вдоль газопровода 10 наезжаных дорог, едем по крайней правой. Возле горы Коскулая находится некий энергетический объект, к нему идёт хорошая дорога (это важно).

Мы мимо неё прямо 2 км, сворачиваем направо, на мощную дорогу, которая ведёт на СП5 - её нет на карте. Через 2 км свернули ещё направо на малоезженую колею, но на велосипеде ехать можно. Через 4 км колея приближается к ранее виденному объекту и на него идут нормальные дороги (можно сократить путь). Наша колея приближается к горе Жаманкоякудук с востока и далее, немного петляя, на СП-2. На пути несколько газовых скважин. Сборный пункт 2 обнесен забором, много запрещающих знаков.

0_d1cf5_32ca73a5_L.jpg

На территории своя артезианская скважина с хорошей водой, которую нам позволили набрать. Нужная нам дорога начинается от заднего забора СП-2. Колея давно не езжена, на велосипеде ехать можно с скоростью 10-12 км\ч. Дорога почти всегда идет вверх, поднимаясь на плато Устюрт. Через 10 км справа приходит хорошая дорога из Бозоя. Едем по ней ещё 4 км. Дорога приводит на платину с сухим колодцем, водопоем, 2 домами.

0_d1cf6_cd283432_L.jpg

В ближайшем спасаясь от солнца обедаем. Дом выкопан в земле и имеет земляную крышу с 2 окнами- люками, печь с обогревающей трубой-стеной разделяет дом на 2 ровные части. В доме прохладно, на улице пекло.

0_d1cf7_8e53be40_L.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дальше до колодца Тассай 55 км местная автомагистраль Бозой - Бейнеу. Самая лучшая глиняная дорога на маршруте. На середине встретили местных автотуристов из Актау.

0_d1cf9_c69a9b79_L.jpg

Они часто гоняют в этом районе. Поговорили о Бозое - родовом поселении местных потомков дагестанцев. В Бозой автотуристы стараются не заезжать даже на заправку. Рассказали, что заказанных пропусков в службе безопасности для проезда по территории Тенгиза приходится ждать по 1.5 месяца. К Тассаю приехали уже в сумерках. Ночуем

8 день. Подъём 5.00. В балке Тассай на расстоянии 1 км не менее 10 колодцев.

0_d1cf8_5fb66d90_L.jpg

0_d1cfa_4fb4a1ac_L.jpg

Все действующие, очень глубокие - до 40 метров. Вода чистая и вкусная. Набираем все ёмкости. От колодца отходит веер дорог. Выбираем приемлемую, через 200 метров ГПС определяет неверное направление. Возвращаемся. Следующая колея идет в нужную сторону оврага Аксай. По ней и поедем. С каждым метров колея все хуже и хуже. Рыхлый грунт, норы грызунов и горы стеблей лопуха. По дороге чаще идём, чем едем. И так 25 км. В районе между вершинами 177 и 171 на горизонте правее км 1.5 видели грандиозную стройку. Наверное, строят железную дорогу Саксаульск-Челкар-Бозой-Бейнеу. На этот кусок дороги тратим 5 часов. Возле вершины 190 наша колея сходится с свежей дорогой маркированной СП-2( подобных указателей встретили 5 шт). Дорога быстро приводит к оврагу Аксай, бегло его осматриваем. Колодца Аксай не видно, возвращаемся к кладбищу Тасмала и по нормальной дороге движемся в сторону оврага Курусай. Обедаем прямо на дороге. Отъехали 200 метров от места обеда и выяснилось, что сломаны 2 спицы на заднем колесе 1 велосипеда. Решаем сделать ремонт на привале возле оврага Куруксай через 10 км. Когда остановились ,было уже сломано 5 спиц. Ремонт занял 1.2 часа Поиски колодца Куруксай показали, что оба колодца провалились недавно и воды нет. Движемся дальше. Только отъехали - прокол переднего колеса на том же велосипеде. 20 минут на ремонт. Ближе к вечеру проезжали мимо нежилого посёлка Устюрт - не менее 10 домов. Ночевать решили возле колодца Карамола. С дороги идём полем к нему 1 км. Ночёвка.

0_d1cfc_e5d6be85_L.jpg

Дотемна искали колодец. Засыпан совсем недавно. Вокруг свежие следы, бутылки и вёдра.

9 день. Подъём 5.00. Утром решаем, что интереснее, найти таинственные стрелы Устюрта или посмотреть грандиозный овраг Карамола. Стрелы совсем рядом (на двухкилометровке под буквой В с слове СЕВЕРНЫЙ). Решаем, что обрывы интереснее. Скалы, пещеры, столбы, россыпи кристаллического гипса.

0_d1cfd_b187bfdc_L.jpg

0_d1cfe_2a04f91c_L.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

0_d1cff_d232aa_L.jpg

Съездили на самый северный отрог оврага. Шикарные виды. Возвращаемся обратно и пешком через колючее поле 2 километра до основной дороги. Она оказалась популярной у местных водил. Видели 4 машины УАЗ. Колея хорошо укатана мелким протектором, ровная, почти не ветвится. В 11 часов приезжаем к колодцу Ащыайрык.

0_d1d04_4b4c60ee_L.jpg

0_d1cda_c99431a7_L.jpg

Возле дороги 4-5 колодцев, ручей, постройки. Решаем сделать обед, пока есть вода. Пока готовили, успели набрать воду в пустую тару и помыть голову. После кипячения вода стала невкусно солёной, особенно в чае. Едем к колодцу Тущьайрык. Чтобы его найти, надо сделать 2 правых поворота, обогнуть кладбище и левым поворотом спуститься в овраг.

0_d1d03_d52083cf_L.jpg

Справа колодец из металлической трубы, слева ниже по оврагу 2 старинных каменных колодца. Вода слегка солёная, но вкусная. Выливаем солёную, наливаем новую. Возвращаемся на дорогу. Через 30 километров северней вершины 170 будет ещё каменная стрела. Оказалось, что найти маленькую стрелу на гигантском поле не решаемая проблема. Перед закатом приезжаем на самый край Донызтау. Место соединения 5 дорог. Для ночёвки некрасиво и мусорно. Решаем спускаться, пока позволяет солнце. Колея на спуске разбита, местами 30 см пыли. В низину возле горы Тамды пустились почти в темноте. Ночуем.

0_d1d05_7462a2c0_L.jpg

10 день. Подъём в 5.30. Утром быстро проезжаем остатки спуска. Перед нами широкое урочище солончака Донызтау. Дорога хорошо накатана, но пересекается многочисленными мелкими сухими ручьями. Наверное, в дождь здесь никто не ездит, не видно ни одной глубокой аварийной колеи.

0_d1d07_576dc9b9_L.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

6 км по затерянному миру. На выезде из урочища дорога ветвится, но основное направление не теряет. На горизонте высятся ориентиром горы Жельтау. Нам нужно на видимую перевальную точку. Все наезженные дороги уходят на северо-запад, в Кульсары. В нужном нам направлении нет даже троп. Решаем ехать до упора по накатанной дороге, а потом вернуться вдоль одинокой горы. Вдруг налево уходят одинокие следы примятой джипом травы. Сворачиваем на них. Проехав прямо 200м, следы начали петлять и кружить. Это была машины охотников за куланами. Дальше 7 км идём пешком по степи прямо на перевал. На спутниковой карте видны следы возле обозначенной скважины. Идём туда. 2 очень старые сухие трубы старого артезианского колодца.

0_d1d09_3b9a3822_L.jpg

Отсюда действительно уходит старая тракторная колея. Обедаем. Колея постепенно улучшается от машин охотников.

0_d1d08_47e439ad_L.jpg

0_d1d0a_19b5e8b9_L.jpg

Правым крюком дорога выводит на пологий 10-12 град подъём на плато. Дорога очень тяжелая от ручьёв, засохших кусков грязи от проехавшего в этом году вездехода.

0_d1d0b_2764c9a6_L.jpg

Направо уходит слабая колея к роднику и на перевал. Начинается слабый дождь. Гора Жельтау вообще является местом аккумуляции воды, судя по обилию зелени на плато. Самые зелёные ковыльные степи на маршруте. Поднявшись на плато, одинокая дорога идёт к единственному месту соединения двух частей плато. Дорога сносная, ехать можно, постоянно вспоминая ласковыми словами водилу вездехода, испоганившего колею. Выехав на край плато, обследуем его. Справа навал крупных обломков скал, очень похоже на Большой обвал Демерджи.

0_d1d0c_790936b9_L.jpg

Весь северный край плато представляет собой один сплошной обрыв 150-170 метров высотой. Мы хотим посмотреть урочище в середине г. Жельтау. От узкого места свернули налево к обозначенному на карте летнику. Везде следы былой сельскохозяйственной деятельности. Дороги, указанные на топографической километровке, сохранились все и совпадают по ГПСу до метра—слава советским топографам. Дорогами не пользовались лет 40. В колее выросли кочки травы, как и на основном поле. На удивление легко проезжаем 6 км до спуска. Глина очень твердая с большим содержанием известковых камушков. Колёса не проваливаются. Спуск представляет собой умопомрачительный набор известковых плит, преодолимый только велосипедам и гусеничному транспорту. Охотники сюда даже не пробовали соваться.

0_d1d0e_53ca1898_L.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Попадаем в затерянный мир скал и оврагов. Колея пересекает несколько крупных сухих ручьёв и затяжным травяным подъемом уходит на следующую часть плато. Выбираемся до ровного участка - ночёвка.

11 день. Подъём 5.00. Всю ночь сильный ветер. Выезжаем в направлении единственного спуска с плато. До него 6 км. Характер дороги не меняется. Начало спуска легко обнаружилось. 3-4 известковые плиты сменяется крупнокаменистой выработкой бульдозером.

0_d1cdb_51cf6740_L.jpg

Останавливаемся, ищем первый родник. Все ручьи сухие, в камышах пусто. По террасе горизонтально едем 800 метров до остатков глиняного дома. За ним большие заросли камыша.

0_d1d0f_155597e4_L.jpg

В самом верху болота из под каменной плиты вытекает ручей, прослеживается 20 метров и ниже исчезает. Видна тропа от дома в камыши и остатки ямы в ручье.

0_d1d11_8c59f30c_L.jpg

Если с вечера выкопать яму вверху ручья и несколько раз вычерпать, то вода вполне пойдет для готовки. В современном виде пресный ручей заилен и дурно пахнет тиной. С водой у нас пока не критично. Едем дальше вдоль живописного обрыва. Известковые плиты сильно выветрены и образуют причудливые изваяния и гроты.

0_d1d10_b149907_L.jpg

0_d1d0d_6932641a_L.jpg

Дорога на спуске хорошая и быстро ведёт к пруду Турсунбай. Переезжаем несколько сухих ручьёв, идущих к пруду. Если в нём и есть вода, то после верблюдов её пить нельзя. На пруд заезжать не будем. Наше направление угадывается только благодаря ГПС. Дорога становится всё хуже, встречный ветер сильнее. Наш путь проходит по плоской низине ограниченной справа горами Коленкелы, слева одинокими холмами. При выезде на очередной холм определяем надёжный ориентир - выделяющаяся черная скала. В горах Коленкелы обозначены 6 родников, но ни одной проезжей колеи в их сторону мы не встретили. Нет ни лошадей, ни верблюдов, голая пустынная степь. Остановились возле приметного кладбища на холме 139,6. До него метров 500, решаем сходить. Одна из могил в виде каменного сооружения поразила своей красотой резьбы по камню снаружи и разнообразием цветных рисунков внутри.

0_d1d14_d07b0a82_L.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Каменный пол варварски вскрыт – наверное, что-то искали. На крыше постройки большое гнездо орла. На могильной памятной плите вязь каменной резьбы, имена и цифра 1900. Едем на ориентир. Все подъемы только пешком, Добираемся до единственного спуска с этого плато. По узкому(2-3 метра) гребню начинается спуск с перепадом 100 метров. Глина не просто рыхлая, скорее пуховая. Колесо велосипеда проваливается на четверть. Сомневаюсь, что какой-то колёсный транспорт сможет осилить этот подъём.

0_d1d12_3977845d_L.jpg

0_d1d13_d0ac68ea_L.jpg

Внизу крутого спуска в защищенном от ветра овраге обед. Дальше дорога идёт строго на запад вдоль обрывистой стенки.

0_d1d18_28cae3d6_L.jpg

Рыхлая глина сменяется твёрдой, каждые 2-3 метра сухой ручей и наплывы глины. Получается крупная стиральная доска. Наше направление Ю, Ю-З, а дорога уводит на С-З. Проезжаем лишние 5 км до первой попутной колеи. Она старая, но твёрдая и ровная, за пол часа доезжаем до центральной магистрали Запад-Восток, идущею строго в пос. Опорный. Дорога малоезженая, но очень твёрдая, местами отполирована до зеркала. Но мы едем против ветра медленно. Нам нужно попасть к артезианскому колодцу севернее триангулятора 8, на космическом снимке к нему сходится много полевых дорог. Надеемся, что он будет пресный. За 4 км до артезианской скважины в нужную сторону уходит подходящая колея. По жидкой глине ходили табуны лошадей, потом это безобразие засохло. И чем ближе к воде, тем больше были табуны. Еще и ветер почти встречный. Видим заросли камыша 100 на 100 метров, а вокруг болото с белыми от соли берегами. Скважины не видно, наверное, она в середине тростника. Здесь ночуем. Пока готовили обед, доброволец искупался в болоте. Скважина забита деревянной пробкой и стоит в вонючей луже. Пить нельзя. Скорей всего вода и горько-солёная, потому-то на берегу толстый слой соли. На болоте живёт большая стая длинноногих пугливых цапель, которые умудрились своими ночными переговорами перекричать шум пустынного ветра.

12 день. Подъём 3.40. Посчитали воду, осталось на завтрак и обед. Решили встать пораньше, сделать чай и в путь. Опять дорога после табунов лошадей. Хорошо ветер стал почти боковым. За час доехали до артезианской скважины возле триангулятора 10.

0_d1d15_e655e101_L.jpg

Хороший напор из 100 мм трубы. Вода градусов 30, солёная, для супа точно пойдёт, по берегам озера засохшей соли нет совсем. Озеро обнесено искусственной насыпью и дорога обходит её с левой стороны. От источника в нужном направлении уходит наезженная дорога. Проехав несколько км сверяемся с картой ГПС и понимаем, что эта дорога идёт на 2-3 км южнее основной прямой магистрали. Эту(нашу) дорогу хорошо видно на космических снимках. Продолжаем двигаться по ней. Дорога идет по дну такыров и солончаков. Слабо-холмистая, укатанная, местами разбитая до 5 см пыли. За 20 км до Опорного видим на горизонте колонну самосвалов, поднимающих столбы пыли. Перед этой дорогой обедаем и выезжаем на самосвальную дорогу. Она и накатана лучше, но и слой пыли до 20 см. Радует, что ветер стал почти попутным. В клубах пыли влетаем в посёлок Опорный, сильно порадовав местное население.

0_d1d16_334df0e7_L.jpg

Магазины и ж\д вокзал возле водонапорной башни. Закупили недостающие продукты, хлеб, в частном секторе попросили воды по 12 литров на человека. Дорога на Саракамыс начинается от автозаправки и перекрестка Актау - Кульсары. Местные водители рассказали нам, что первые 15 км дорога раздолбаный грейдер, дальше нормальный асфальт. Едем по грейдеру, обильно политому нефтью. На 9 км-ре на ремонтируемом заднем колесе обрываются 2 спицы. Становимся на ночевку в 100 метрах за холмами газопровода. Целых спиц не осталось, из 4 обломков скручиваем 2 целые. Вечером и до утра идет дождь.

13 день. Подъём 5.30 Утром хромой велосипед разгружаем на 6 литров воды и часть продуктов. Сильный ветер спереди и слева сдувает на обочину. 6 км обещанного грейдера кончились поворотом на крупный нефтедобывающий объект и дальше идёт хороший асфальт. Машин очень мало--- 1-2 в час. Черные грозовые тучи из ничего образуются за 5 минут и уносятся перпендикулярно ветру. Периодически идёт морось. До обеда удалось проехать 35 км. После обеда встречный ветер усилился. Что едешь, что идешь - скорость 5 км\час. Промучившись ещё 10 км, ищем место для ночлега. Вокруг всё плоско. Попробовали стать в песчаном овраге - летящий песок забивает глаза и рот. Находим в придорожном кювете большой куст саксаула. За него и ставим палатку. Едва успели сделать обед, началась гроза и продолжилась до утра.

14 день. Подъём 5.00. Утром облачно, без осадков. Сильный ветер сменил направление на спереди и справа, что нам очень не выгодно для дальнейшего движения. Медленно едем в Саракамыс, перед поселком дорога делает петлю и ветер почти попутный.

0_d1d17_1b2a4924_L.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Посёлок разрушен полностью, жители переселены в Жана-Каратон. По официальной версии из-за аварийных выбросов серы заводом ПШТО. По нашему мнению из-за запасов нефти вокруг посёлка. В посёлке аллея высоких деревьев, абрикосовые сады засохшие. Нигде таких деревьев за полмесяца не видели. В 2 км за поселком перекрёсток Прорва – Тенгиз.

0_d1d1a_4201470d_L.jpg

На нём жилой дом, остатки примечательной заправки”Напили Сам”.

0_d1d19_e3c1732e_L.jpg

Качество асфальта ухудшается. Ветер с левого бока валит на обочину. Машин немного- 2 в час. Через 8 км слева от дороги свежая буровая. Самосвалы с щебнем едут непрерывным потоком 2 шт в минуту. И такое оживлённое движение будет длится 57 км. На асфальте обширные ямы, обочины почти нет. На ровном участке самосвал разгоняется и когда проносится мимо тебя, то в сочетании с боковым ветром получается очень опасный эффект(воздушная яма). Велосипед всасывает под колёса грузовика. В степи растительность совсем исчезла, даже вездесущая полынь. Зато появился густой лес из бетонных электрических столбов. В обе стороны от дороги трубы, столбы и провода. На горизонте появилась громада завода ПШТО.

0_d1d1b_bebb9c3b_L.jpg

Вдоль дороги забор и охрана. Справа ёмкости на 100.000 куб. метров каждая. И это всё крупнейшее в мире месторождение нефти. Перед ПШТО дорога немного поворачивает направо. Ветер слева - сзади. Движение машин усиливается с каждым км, а проезжая часть шире не становится. Едем по обочине, там гранитный щебень 30-50 мм. И кругом американская урбанизация. К вечеру приехали в вахтовый поселок Тенгиз, почти все машины заворачивают налево в посёлок.

0_d1d1c_a481d4a1_L.jpg

Отъехали пару км за посёлок. Ночуем справа за насыпью ж\д.

15 день. Съездить через Эмбу на Жилую косу еже не успеем. Пропуск для проезда по территории лицензионного использования ТенгизШевроОйл нужно заказывать за 2 месяца. Самовольный проход может грозить очень серьёзными неприятностями от американцев. Здесь деньги не шутят. Едем по хорошему асфальту в Кульсары. Машин немного- 1 в 4-5 минут. Ветер сильный, почти попутный. На пологих холмах появилась зелень (не американская). Перед поселком Косчагыл попадаем в настоящую песчаную бурю.

0_d1d1d_2777f7b6_L.jpg

Потом необозначенный на картах поселок Жана-Каратон (Новый Каратон).

0_d1d1e_8ff2a0df_L.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По ветру за 2 часа пролетели 52 км.

0_d1d1f_81069d71_L.jpg

В Кульсары проезжаем ж\д переезд, первый поворот направо и там ж\д вокзал. Ориентир водонапорная башня. Всё— домой ---- на поезде.

Выводы и рекомендации.

1. Вода. Расчетное количество воды в день 3.5-4 литра в день оправдались. Максимально дленный безводный участок 3 дня, поэтому участникам нужно ёмкостей на 12 литров. Необходимо позаботится о грузике на край котла для зачёрпывания воды из очень узких и глубоких колодцев. Использование выжимки цепи себя не оправдало - мало весит. В качестве противовеса использовался разводной ключ, подстрахованный отдельной верёвочкой.

2. Топливо. Газ или бензин можно брать с собой как аварийное топливо на случай дождя. Во всех без исключения случаях в голой степи находилось из чего сделать костёр -прошлогодние стебли лопуха, полынь, саксаул, тростник и другие виды растительности. Качественный жар без пламени дают верблюжьи кругляшки. Газовые баллоны в местных магазинах не видели. АЗС есть в Саксаульске-4 шт, Опорном-2шт,Тенгизе-1. Необходимость мобильной печи не подтвердилась. Прекрасно зарекомендовала себя двунога, дополненная 2 верёвочными оттяжками и стандартная алюминиевая защита для примуса. В качестве опоры использовались 6 алюминиевых 9.5 мм трубок. Эти трубки дополнительно можно использовать на случай аварии основных дуг палатки или как удлинитель рычага гаечного ключа.

3. Карты и ГПС. Отлично зарекомендовали себя топографические карты скачанные на сайте

и используемые в ГПС. Привязка дорог, троп и перекрёстков совпадает до 1-2 метров. Колодцы, кладбища, развалины максимально до 50 м из-за своего линейного размера на карте. С ГПС удобно работать в сочетании с бумажной картой с нанесённой на неё сетью новых дорог, найденный на космических снимках и привязанных к бумажным картам на сайтах .

Обращаем внимание пользователей навигаторов Гармин, которые могут работать с картами в формате KMZ. Один ГПС более 100 участков карты не может показывать и остальные блокирует. Причём при каждом включении блокируются разные участки карты. Мы брали 4 разные карты памяти микро-СД, на которых уместился весь маршрут. В следующий раз на карту памяти поместим меньше 100 участков и с обязательными перехлёстами в 2 клетки районов на разных картах памяти. Космические снимки загруженные в ГПС неудобно использовать из-за малого размера экрана. С ними надо работать на КПК с экраном 4 дюйма и большой яркостью экрана.

4. Связь. В походе использовался спутниковый телефон системы Турайя модель ХТ с билайновской симкой. При первом включении в Казахстане регистрировался минут 10. При повторном-- 20-30 секунд. На ежедневные звонки и СМС в Россию в течении 14 дней запаса батареи хватило, автономную зарядку не использовали. Зона покрытия по району 100%.

Мобильная связь встречалась вокруг ж\д станций, на трассе ПШТО-Тенгиз-Кульсары и посёлка Бозой в радиусе 10 км. В Акеспе и Куланды связи нет.

5. Регистрация. С 2012 нахождение граждан России на территории Казахстана допускается в течении 1 месяца без регистрации.

6. Животный и растительный мир. На маршруте встречались многочисленные табуны лошадей с обязательной встречной разведкой вожаком. Встретили караван из 60 верблюдов. Много свободно пасущихся двугорбых. Перед оврагом Аксай параллельно нам бежало стадо сайгаков с скоростью 40-50 км\час. Фантастическое зрелище. В песках видели длинноухого зайца, черепах и ящериц. Очень много змей. Встречались сколопендры и скорпионы

0_d1d21_625e4d4f_L.jpg

. Из птиц повсеместно встречаются степные жаворонки с прекрасным пением. Видели крупных орлов и их 2 метровые гнезда с яйцами.

0_d1cfb_48275dfa_L.jpg

Поразила своим разнообразием растительности песчаная часть пустыни. Буйство зелени разнообразных кустарников. Многочисленные цветущие клумбы голубых ирисов. В глиняной пустыни растительность намного скуднее - несколько видов полыни, красивые листья объёмных ”лопухов”, немного кустарника. Густая зелень встречается в оврагах Донызтау - цветущие кусты похожие на черёмуху, разноцветные тюльпаны. Отдельно выделяются растительностью горы Жельтау — нетоптаные ковыльные степи не встречались более нигде.

0_d1cd8_fdca0942_L.jpg

0_d1f14_7170ad4e_L.jpg

Вода.

Важной составляющей маршрута является наличие питьевой воды. Нумерация подпунктов совпадает с номерами источников воды на приложенной карте. ВНИМАНИЕ- некоторые указанные колодцы сухие.

Б/Н. Вода в вагоне поезда- железный источник воды.

1. Вокзал станции Саксаульский- воду можно набрать в 50 м от вокзала в водонапорной башне.

2. кол.Конда(14 км от Саксауска)-направо от ЛЭП 500 м в перспективном овраге. Наличие воды подтвердить не можем.

3. пос. Акеспе- водопровод проведён по посёлку. Воду просили у местных жителей. В горячей скважине на берегу моря вода горько-солёная.

4. кол. Акмурын- на космоснимке в овраг сходятся много дорог. Вода возможна. Перспективное место для ночёвки. Наличие воды подтвердить не можем.

5. род. Достан- вода горько-солёная. Сами не видели. http://shatuny.narod.ru/10ustiurt.htm \день второй \.

6. долина Актыбай- в остатках ручья может быть пресная вода. Мы не видели даже пересохших луж.

7.кол. Кирей—в долине Кирей два необозванных колодца с питьевой водой. Мы набирали воду из верхнего. Ж\б кольца, глубина 5 метров.

8.арт.кол.Шомишколь- 2 скважины с слабоминеральной несоленой водой

9. кол. на озере возле кладбища –слабосоленая вода. Пить можно. Решающего значения как источник не имеет—через 5 км следующий источник.

10.арт.кол. Аккудук- скважина- холодная чистая вода. Самая вкусная на маршруте.

11. пос. Куланды- за поселком есть источник. Сами не видели.

12. кол. Сарыой- в ближнем к дороге колодце есть вода. Глубина 3 метра. Слабый запах, небольшая муть и много личинок комаров—всё ликвидируется кипячением. Вкус хороший.

13. кол.Карабарак- закрытый крышкой колодец глубиной 5-7 метров. Находиться на большой стойбище животных. Вода пресная. Сами не пробовали по санитарным соображениям.

14. пос. Таскора- дома жилые- наверное есть и вода.

15. кол. Аладай- название условное- источник находиться в 1.5-2 км на север от указанного колодца. Колодец железная труба 500 мм, глубина не менее 12 метров. Рядом мотопомпа. Вода налита в большие закрывающиеся ёмкости. Вкус воды хороший, пресная и чистая.

16. Сборный пункт-2. Артезианская скважина на огороженной территории пункта. Местный рабочий позволил набрать. Вода хорошая.

17.кол. в балке Каракулка- обозначенный на карте колодец давно пересох. По сведениям от местных жителей летом возможна привозная вода для животных.

18.кол Тассай - легендарные колодцы в одноименной балке. Глубина до 45 метров при диаметре 400 мм. Для набора воды нужно приспособление для опрокидывания ёмкости на дне колодца. Вода холодная чистая.

19. кол. Аксай колодец не нашли

19А, 20. кол. Куруксай и кол. Карамола- длительные поиски колодцев привели к одинаковым результатам. Колодцы недавно обвалились. Воды нет.

21 кол.Ащыайрык- три колодца на дороге. Глубина 5-6 метров, рядом небольшой заиленный пруд. Вода слабосолёная невкусная, особенно в чае.

22. кол. Тущыайрык- находятся в 200 метров от дороги. Один колодец- металлическая труба диаметром 250 мм, ещё два каменных колодца ниже по оврагу. Вода с запахом тины, но чистая и вкусная, не соленая.

23. Кол. Тасастан- крупный колодец в этом районе ,на снимке много сходящихся к нему дорог, рядом расположен кол. Кайнар. Сами не видели.http://shatuny.narod.ru/10ustiurt.htm .

/день десятый/.

24. ист. 50 л\час- условное название. Родники расположены в западной части гор Желтау на 1 км южнее от триангулятора 217 на крутом обрыве. На 1-километровой карте указаны два родника с расходом 50 л\час. Восточный родник не нашли. Западный подробно описан в технической части.

Использование воды для питья крайне затруднено.

Б\Н. пруд Турсунбай и долина реки Жаксы-Карасай- использование воды для питья не представляется возможным . В жидком виде воду не встретили.

25. род. Турсунбай- родник указан даже на 10-км карте. Вода должна быть. Но на космоснимке в данном районе не видно свежих дорог.

26. арт. скв. около триангулятора 8- скважина расположена внутри тухлого болота с очень солёной водой. Труба забита деревянной пробкой.

27. . арт. скв. около триангулятора 10- труба 100 мм горизонтально расположенная, вода тёплая, слабо солёная, пригодная для питья.

28. пос. Опорный- воду в посёлке попросили у местных жителей, водопровода нет, вода в домах привозная.

28А. - между Опорным и Саракамысом 85 км –воды нет. Сам посёлок Саракамыс разрушен и воды нет.

28Б.- поворот на Прорву. На развилке жилой дом. В крайнем случае воду можно взять там.

29-30-31-32. посёлки Каратон-Косчагыл-Жана-Каратон-Кульсары. Жилые посёлки, вода точно есть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Это настоящий велоэкстрим, я б не рискнул.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо за отчет!!! Очень интересно!!!)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Прочитал с интересом. Спасибо.

Примечательно, что из трёх велосипедов, при ваших нагрузках на задние колёса, спицы лопались, только на одном. Наверное, на 28"?

Интересно, какие спицы, ниппеля, ободья?

Обитают ли в тех краях клещи?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Прочитал с интересом. Спасибо.

Примечательно, что из трёх велосипедов, при ваших нагрузках на задние колёса, спицы лопались, только на одном. Наверное, на 28"?

Интересно, какие спицы, ниппеля, ободья?

Обитают ли в тех краях клещи?

Ломаное колесо было на 32 спицы заводской сборки, обод двойной, прошло до поломки 5 походов. По приезду домой Алексей Иванович замел спицы на нержавейку с небольшой правкой обода. Обрыв спиц приключался при максимальной загрузке вела водой.

Про клещей-- В других отчетах указание на наличие иксодовых клещей есть. Я не видел. нет и надоедливых мух и комаров.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот это испытание! Прочел с огромным удовольствием. Спасибо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Обитают ли в тех краях клещи?

судя по рассказу, там местные жители похуже всяких клещей :blink:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нда.......не так я себе это представляла)))) На любителя поход. За отчет СПС.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас