Grigory

Долбоэнергетика

16 сообщений в этой теме

Использование в походе дешевых китайских солнечных панелей.

Может быть кому-то пригодится. Я привожу много ссылок, прошу не считать это рекламой, а просто пищей для размышлений.

Не вдаваясь в предисторию и мотивацию скажу, что есть у меня смартфон Samsung Galaxy S4, который я достаточно активно использую. И, если в городе хватает его телефонных возможностей и немного Интернета, то в походе это и навигатор, и справочник (заранее закачиваю путеводители и возможные опииания районов похода), да и погоду и расписания транспорта (там, конечно, где это возможно) тоже посмотреть годится.

Обычно заряда хватает на пару суток. Что делать дальше, как зарядить, когда до ближайшей розетки неделя езды? Варианты разнообразны. Желающие могут посмотреть, например здесь: http://www.mobipower.ru/.

Экзотику вроде генераторов на элементах Пелтье, ветрогенераторов и водяных турбин отметаем сразу по разным причинам. Возить с собой кучу запасных аккумуляторов или большой аккумулятор можно, но дороговато и неэффективно. Мой выбор - солнечные батареи. Сейчас есть множество готовых решений для туристов, например вот здесь.

Сейчас у меня есть приличная батарея заводского изготовления. Технология сильно продвинулась вперёд, и цены вполне божеские. Однако, года четыре назад, когда я только начинал интересоваться вопросом, было дороговато. Но не жадность подвигла меня поискать варианты подешевле, а чисто спортивный интерес. Про Алиэкспресс я тогда не знал, и закупился на первом попавшемся сайте http://www.seeedstudio.com/depot/1W-Solar-...X100-p-633.html Посмотрел сейчас, цена не поменялась, хотя на Алиэкспрессе аналоги можно купить в два раза дешевле Но при тогдашнем долларе по 30 руб. цена в 120руб за один элемент не показалась сильно большой.

Итак куплено было 6 элементов. Я рассчитывал, что будучи соединёнными параллельно, они легко дадут ток 6*170мА = 1.2А при напряжении 5.5 В. Что достаточно для любого девайса, заряжающегося через USB. Однако не всё так просто. По спецификации USB напряжение на шине питания должно быть в пределах 4.75-5.25 B. И девайс, измеряя напряжение на входе, тупо отказывается заряжаться, если оно не входит в рамки допустимого. Если посмотреть на вольтамперную характеристику солнечной батареи и параметры купленных мной элементов, то можно понять, что в зависимости от тока в цепи напряжение может меняться от 8.2 вольт на холостом ходу и практически до нуля, если ток превышает номинальный. Проблема решается достаточно просто, если поставить в цепь зарядки стабилизатор напряжения. Но ещё лучше вместо телефона заряжать портативный аккумулятор, он же пауэрбанк. Для экспериментов на Плехановском рынке был куплен за 200 руб. и распотрошен один из представителей этого семейства. Аккумулятор в нём был слабенький и после экспериментов выброшен, а вот электроника оказалась вполне годная. Для окончательного использования купил паурбанк 2600 мАч за 650 рублей. Для контроля процесса купил ещё рублей за 100 китайский амперметр. По нему удобно ориентировать батарею, чтобы добиться максимальной мощности. Провода и разъёмы отодрал из старых системных блоков и от неисправных мышек. Из старой сумки скроил и сшил корпус. Результат на фото.

0_99573_351967b1_XL.jpg

Общая стоимость комплекта составила менее 1500 руб. Размер батареи 25х26х1 см в развёрнутом состоянии, 12х26х2 в свёрнутом. Вес батареи 330 г. с проводами, плюс 70 г. пауэрбанк. Контакты защищены термоклеем и скотчем. Батарея без проблем работает в мокром виде.

На солнце пауэрбанк заряжается часа за 3-4. Можно заряжать в движении, батарея карабинами крепится на рюкзак или руль, в зависимости от того, с какой стороны солнце. Приходится только иногда останавливаться и перевешивать батарею, если дорога кардинально меняет направление. Рекорд зарядки поставлен в прошлом году в Хибинах, где чистый воздух позволял выдать батарее свыше ампера, то бишь номинал. Обычно зарядный ток в пределах 0.6-0.8 А, выдаваемая мощность 3-4 Вт вместо положенных 6. В удобное время, как правило ночью, от паэурбанка заряжается телефон.

В общем, считаю, что получилось не хуже фирменных комплектов. Если есть вопросы, готов ответить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А вариант с динамкой?

Динамка->диодный мост->конденсатор->стабилизатор(5в или (4.2 или 8.4 для акб))-> нагрузка или акб...

И не надо ловить солнце.Схема собирается за пять минут на коленке..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А вариант с динамкой?

Динамка->диодный мост->конденсатор->стабилизатор(5в или (4.2 или 8.4 для акб))-> нагрузка или акб...

И не надо ловить солнце.Схема собирается за пять минут на коленке..

Не стал использовать прежде всего из-за походных условий. Просто динамка отметена сразу, ибо вариант

20120805120442.jpg

случается не так уж редко. Может быть не в такой степени, но грязь, песок, глина, трава, ветки, камни в походе обычное дело.

Можно бы поставить динамовтулку. Но всё равно на типичных походных скоростях 8-15 км/ч отдача от неё будет небольшой.

А так, если просто по дорогам ездить, наверное неплохой вариант.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Григорий, благодарю за вклад в долбо-науку!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А так, если просто по дорогам ездить, наверное неплохой вариант.

Ну по асфальту я очеееень редко езжу ) И в таких "говнах" тоже ездил...Просто когда намечался такой участок дороги я её в целлофановый пакет заматывал,ну а так солнечная энергия конечно рулит! )

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А так, если просто по дорогам ездить, наверное неплохой вариант.

Ну по асфальту я очеееень редко езжу ) И в таких "говнах" тоже ездил...Просто когда намечался такой участок дороги я её в целлофановый пакет заматывал,ну а так солнечная энергия конечно рулит! )

Можно несколько вопросов?

1. Проводились ли замеры выдаваемой мощности на разных скоростях?

2. Ощущается ли торможение под нагрузкой?

3. Как себя чувствует покрышка, по которой бежит колесо динамки?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сейчас такие борта, что о динамках можно смело забыть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А так, если просто по дорогам ездить, наверное неплохой вариант.

Ну по асфальту я очеееень редко езжу ) И в таких "говнах" тоже ездил...Просто когда намечался такой участок дороги я её в целлофановый пакет заматывал,ну а так солнечная энергия конечно рулит! )

Можно несколько вопросов?

1. Проводились ли замеры выдаваемой мощности на разных скоростях?

2. Ощущается ли торможение под нагрузкой?

3. Как себя чувствует покрышка, по которой бежит колесо динамки?

1.Нет.Но акб напряжением в 8.4в(пара литий ионных) поддерживал в бодром состоянии

2.Да,но не особо критичное и зависит от местности(в горку или по песку особо ощущается).Вешал на заднее колесо.

3,Покрышка чувствувола себя нормально.Просто я попросил друга выточить ролик для динамки из плотной резины и сделать насечку на нём.

В итоге: недельный поход и ~450км пути по грунтам +день под дождём.Фара светила,телефон карту показывал и играл радио(иногда).С утра по росе ролик проскальзывал по влажной покрышке издавая весьма мерзкий звук.

Но один хрен я с ней наматюкался.. )Просто надо было более качественную чтоль брать )

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Динамовтулка - неплохой вариант, но это другие деньги.

Какова стойкость солнечных батарей к ударам и сжатию, есть ли шанс раздавить их при транспортировке?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ветро-солнце-генератор :)http://img1.liveinternet.ru/images/attach/...eredFanCap6.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Динамовтулка - неплохой вариант, но это другие деньги.

Какова стойкость солнечных батарей к ударам и сжатию, есть ли шанс раздавить их при транспортировке?

есть кристаллические, есть аморфные, первые по сути как стекло - не гнуца, бьюца, более эффективны, вторые можно гнуть как тетрадку, не бьюца, на фотографии судя по всему какрас они. ну а раздавить при желании можно что угодно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Динамовтулка - неплохой вариант, но это другие деньги.

Какова стойкость солнечных батарей к ударам и сжатию, есть ли шанс раздавить их при транспортировке?

Сдуру, как говорится, можно и х.. сломать.

Если серьёзно. Используемые панели представляют собой сборку элементов размером примерно 10х8 см. Элементы собраны на текстолитовой подложке и заламинированы смолой. Панель толщиной около 3 миллиметров достаточно жёсткая сама по себе. Дополнительной защитой является матерчатый корпус (особенно валики вокруг панелей). Кроме того, расстояние между панелями около сантиметра, так что сама батарея достаточно гибкая как в развёрнутом состоянии, так и в свёрнутом. Сворачивается как книжка, по шву, где идут провода.

При серьёзном ударе, конечно, разобьётся. Но, благодаря параллельному соединению неисправный элемент просто выкусывается из батареи, сама батарея будет работать, хотя мощность уменьшится.

Вот ещё хорошая статья на ту же тему http://www.shpilev.net/archives/478. Товарищ пришёл к тем же выводам, хотя концепция несколько другая.

В заключении скажу, что осторожность определённую всё же соблюдаю. Благодаря чему за три похода проблем не было ни при перевозке в рюкзаке, ни, как сейчас, в подрамной сумке. Вместе с батареей в сумке ездит насос, запасные спицы, иногда инструмент, ну и ещё что влезет. Панели все целы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Ветро-солнце-генератор :)http://img1.liveinternet.ru/images/attach/...eredFanCap6.jpg

Ну, насколько я понял, только солнце-. Ветер создаётся вентилятором, который не генерит, а наоборот потребляет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Динамовтулка - неплохой вариант, но это другие деньги.

Какова стойкость солнечных батарей к ударам и сжатию, есть ли шанс раздавить их при транспортировке?

есть кристаллические, есть аморфные, первые по сути как стекло - не гнуца, бьюца, более эффективны, вторые можно гнуть как тетрадку, не бьюца, на фотографии судя по всему какрас они. ну а раздавить при желании можно что угодно.

Всё же не такие, как стекло. Панель - это бутерброд, где хрупкий элемент находится между листом текстолита снизу и слоем эпоксидки сверху. Сами элементы примерно такие: http://ru.aliexpress.com/item/Efficient-po...2399905196.html

В зависимости от того, сколько элементов наклеить на панель и как соединить, получаются разные напряжения и токи. Швы между элементами придают дополнительную устойчивость к изгибу (НЕБОЛЬШОМУ) панели.

И таки да, панели из поликристаллического кремния. Гибкие при вдвое меньшем КПД имеют втрое большую стоимость за равную мощность. Определяющим фактором в моём случае был размер. Хотелось максимальной компактности.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

разные конструктивы бывают, но как ни крути кристаллические это оконная рама со стеклом для простого смертного.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В целом всё ясно. Спасибо Григорию за ликбез и остальным за комментарии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас